Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Любавин А. Ю.
старший преподаватель кафедры экономической теории и права Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева

Экономические и экологические аспекты жилищного строительства (об одном подходе к решению жилищной проблемы в России)

После распада Советского Союза вопрос финансирования строительства стал ключевым моментом государственной жилищной политики. Резкий спад объемов жилищного строительства, затем бессистемная приватизация жилья (вернее, стен в квартирах), повсеместное несоблюдение сроков и объемов капитального и текущего ремонта привели к социальной катастрофе.
Начиная с 1991 г. образовываются частные строительные фирмы, не имеющие ни аттестации, ни должного опыта выполнения строительных работ. Эти компании превратили города в полигоны для погони за сверхприбылями, одновременно увеличивая число правонарушений в сфере экологии, среди которых: незаконные отводы земельных участков и строительство на особо охраняемых территориях, в водоохранных зонах, факты загрязнения природных объектов и источников питьевого водоснабжения, самовольной вырубки лесных массивов. При производстве строительных работ в целях экономии используются материалы на пределе допустимых строительных норм, с нарушением СНиПов и ГОСТов.
Застойный период привел и к значительному свертыванию промышленности строительных материалов. Отстали от мировых стандартов, а порой и просто закрылись производства минерально-сырьевой базы, разведка и добыча сырья. Учитывая, что в стоимости строительства материальная часть составляет около 60%, мы можем утверждать: низкое качество исходного сырья, отсталые технологии, отсутствие профессиональных работников - все это негативно сказалось на состоянии дел в строительной области.
На смену авторитетным государственным проектным институтам появляются частные проектные фирмы, основной задачей которых выступает максимизация прибыли любыми путями, а качество проектов оставляет желать лучшего.
Все это привело к тому, что участились обрушения строительных конструкций в торговых центрах, аквапарках, жилых домах. Однако брак в строительстве может проявиться и через месяц, а может и через годы после введения объекта в эксплуатацию, и неизвестно, будет ли в дальнейшем существовать такая строительная или проектная контора, которая занималась работами в данном здании.
Погоня за сверхприбылями, когда на первом месте был только бизнес, без какой-либо социальной ответственности за судьбу как простых граждан, которые будут жить в этих домах, так и всего города, привела, с одной стороны, к завышению цен на квартиры, некачественному строительству, нарушению экологических нормативов при строительстве жилья, с другой стороны - к сдерживанию экономического роста страны в целом. Завышение стоимости жилья делает жилищную проблему до сих пор неразрешимой для основной массы жителей России.
Надежда на свободный рынок жилья, который действует в настоящее время, не оправдывает себя в полном объеме. Национальный проект `Доступное и комфортное жилье - гражданам России` провозглашен, но как отметил президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев, возглавивший рабочую группу Госсовета Российской Федерации в Москве, открывая в конце ноября 2006г. первое заседание, пока население мало ощущает практические результаты жилищных программ и реформирования ЖКХ. `По этой тематике имеется много информации, определенных наработок, однако сказать, что в области строительства и приобретения в полном смысле этого слова `доступного жилья` все обстоит благополучно, было бы необъективно`, - заявил глава Республики Татарстан. [*] Действительно, жилье доступнее не становится. Вместо широкого ассортимента квартир, которые предполагалось строить для различных категорий граждан с различными доходами, рынок завоеван застройщиками элитных квартир, стоимость которых недосягаема для 80-85% населения России. Более четырех миллионов семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Это в основном семьи учителей, врачей, военнослужащих, которые не имеют средств для покупки жилья.
Для принятия мер по жилищной проблеме государство разработало механизмы, которые позволили бы эффективно решить социальные, экономические и законодательно-правовые вопросы в этой области. Это паевые инвестиционные фонды, ипотечное кредитование, ведомственное строительство. Однако те полумеры, которые предлагает правительство, не способствуют полному решению жилищного вопроса большинством граждан. Долгосрочными кредитами пользуется весьма ограниченное число людей, так как жилищные займы в основном отличаются высоким процентом, заставляя жить в `кабальных` условиях под угрозой увеличивающихся процентных ставок банка.
Обостряет жилищной кризис и тот факт, что жилищное строительство стало одной из криминальных сфер деятельности в Российской Федерации. Огромная армия граждан, желающих решить свои жилищные проблемы, оказалась обманутой дельцами этого вида деятельности.
В этих условиях положение можно исправить только посредством четкого и жесткого государственного регулирования решения жилищной проблемы. В связи с этим возникла серьезная необходимость частичной национализации строительного бизнеса. В такой ситуации государственной поддержки отрасли не избежать. Однако поддержка должна носить системный характер, обеспечивать реализацию мероприятий по приоритетным подотраслям промышленности стройиндустрии, исходя из потребности каждого субъекта РФ и государства в целом.
Рынок жилья должен полностью контролироваться государством, которое и будет нести ответственность перед покупателями жилья. С этой целью предлагается возродить государственную финансовую структуру - Стройбанк. На рисунке представлена схема взаимосвязей Госстройбанка.
Рис. Структурная схема взаимосвязей Стройбанка

Покупка жилья населением должна будет (по нашему предложению) осуществляться только через Стройбанк, независимо от того, с какой строительной фирмой заказчик (население) заключит договор.
В отличие от старого Стройбанка, новый будет состоять из следующих отделов: финансового, инспекционного, строительного.
Финансовый отдел необходим для осуществления операций между заказчиком (населением) и подрядчиком (строительной фирмой). При этом данные финансовые операции должны быть осуществлены по следующей схеме: заказчик покупает квартиру у строительной фирмы только через Стройбанк, при этом недостающая сумма, если заказчик берет кредит у Стройбанка, направляется только непосредственно на строительство данного жилья. Цель такой операции - полная ответственность Стройбанка перед заказчиком (населением) в случае банкротства строительной фирмы, которая предлагает жилье. Отметим, что при таком взаимодействии заказчика и банка, последний вынужден критически относиться к строительным организациям на всех этапах, начиная с лицензирования, заявки на тендер до окончательного ввода объекта в эксплуатацию.
Инспекционный отдел несет ответственность за архитектурный надзор за строительством. В отличие от существующего государственного архитектурно-строительного надзора, предлагается создать организацию, обладающую более широкими полномочиями и являющуюся частью Стройбанка. Данная организация предположительно должна осуществлять все строительные операции со строительными фирмами, одновременно осуществляя архитектурно-строительный надзор за ходом строительства. Являясь частью Стройбанка, этот отдел также будет нести ответственность перед заказчиком по отношению к строительным фирмам, недобросовестно выполняющим свои обязанности.
В структуру Стройбанка предлагается ввести государственную строительную организацию, подотчетную Стройбанку. Эта организация необходима для обеспечения жильем малоимущей части населения, в том числе врачей, учителей, ученых, военнослужащих и др. Цель организации такой фирмы - строительство, может быть, не столь престижного, но качественного и, самое главное, недорогого, доступного для указанных категорий населения жилья.
Фирмы, осуществляющие строительство элитного жилья, в соответствии с нашим предложением, будут участвовать в продаже квартир только через Стройбанк.
Таким образом, заказчик (население) при покупке квартир или получении жилищного кредита, будет связан только со Стройбанком, являющимся его гарантом.
Представляется целесообразным создание Стройбанка за счет таких средств государства, как денежные средства Государственного стабилизационного фонда, паевого инвестиционного фонда, пенсионного фонда и других государственных источников финансирования.
Для реализации национального проекта `Доступное и комфортное жилье - гражданам России` государство рассматривает вопрос о внесении поправок к Градостроительному кодексу, которые должны упростить экологические согласования в жилищном строительстве. Как считают авторы данных поправок, в настоящее время экологические нормативы достаточно высоки и в первую очередь влияют на объемы жилищного строительства. К сожалению, сторонники экологических реформ не замечают, что на `диком` рынке жилья такие меры неэффективны, и таким методом нельзя повлиять на цену за квадратный метр и увеличение объемов жилья. Это может лишь повлечь за собой если не рост аварий в строительстве, то ухудшение экологической обстановки.
Проведение экспертиз, в том числе и экологической, требуется на всех этапах строительства, начиная от отвода земельного участка до завершения строительства.
По нашему мнению, нет необходимости менять экологические нормативы, которые в действительности занижены по сравнению с развитыми странами, а следует осуществить экологическую классификацию территорий под будущее строительство, которая должна быть отражена в генеральном плане города.
Человек приспосабливает окружающую среду к своим потребностям. Например, можно провести предварительную гидромелиорацию земель, выполнить противоэрозионные работы, защиту от подтопления и т.д. Государство в данном случае способно исправить многие ошибки, которые были допущены в отношении с природной средой. Территории, ухудшенные в результате бессистемной и бесконтрольной, с точки зрения экологии, производственной деятельности, в т. ч. загрязненные земли и водоемы, могут быть поэтапно восстановлены и приведены в состояние, благоприятное для проживания человека. Однако стало очевидным, что требуется и тщательный учет требований к охране природы, иначе создаваемые условия становятся непригодными уже по другой причине - из-за загрязнения, истощения и засорения окружающей среды. Таким образом, обеспечение экономического роста страны невозможно без учета проблем окружающей среды.
Невозможно вести строительство только на идеальных экологически чистых территориях, и природная среда не может оставаться совершенно неизменной. Поэтому существуют участки земель с более или менее экологической привлекательностью. Цены за квадратный метр жилья должны быть прямо пропорциональны экологическим параметрам той территории, на которой планируется строительство данного жилья, и каждый покупатель должен иметь представление об экологическом состоянии приобретаемого им жилого дома. Роль государственного Стройбанка в данном случае состоит в экологическом контроле строительства жилья, не только данного земельного участка, но также всех материалов, которые используются при выполнении работ - это в первую очередь способствует комфортному и безопасному проживанию.
В заключение отметим, что государству необходимо осознать гибельность правовой неопределенности в строительстве, в регулировании, контроле, архитектурном и техническом надзоре во всех структурах строительства. При ослаблении или частичной ликвидации государственного контроля и надзора в строительстве возможны необратимые последствия в вопросе надежности и безопасности строительства.
Организация многофункционального государственного Стройбанка, на наш взгляд, позволила бы решить не только жилищные, но и социальные проблемы, связанные с благосостоянием населения России - ускорить строительство доступного жилья. Одновременно укажем, что такая финансовая структура способствовала бы цивилизованному развитию строительного рынка, вытесняя криминал из важнейшей отрасли.
Необходимо обратить внимание и на стратегию государственного развития. Наступила пора интенсивного обновления всех производственных фондов на современной технической основе, коренной модернизации социальной инфраструктуры. Это закономерный процесс; он должен осуществляться в развитых странах не менее чем через каждые 10-15 лет. В России из-за сложного переходного периода к рыночной экономике движение к техническому и социальному прогрессу затормозилось.
На данном этапе развития рынка строительных услуг пока не пришло время сокращения государственного контроля рыночных отношений. Для того чтобы успешно строить новую Россию, внедрить программу `Доступное и комфортное жилье - гражданам России` нужна государственная поддержка и государственное регулирование во всех национальных созидательных процессах. Для реализации Национального проекта жилищной политики необходима более мощная современная база отрасли. Ее становление, обновление и реализация на современной технической основе - дело очень сложное, дорогостоящее. Решение этой проблемы без государственной помощи и поддержки практически невозможно.


Литература:
1. Республика Татарстан: Общественно-политическая газета. - 2006. - N 237-238. - С. 2.
2. Мацнев О. Механизмы привлечения внебюджетных инвестиций в жилищную сферу //Вопр. экономики. - 2006. - N 9. - с.128-137.
3. Российская газета. - 2006. - N 10 (20 января).
4. Строительная газета. - 2006. - N 22(9877).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия