Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Ашуров М. К.
аспирант Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Поиск мирного разрешения межтаджикского конфликта в деятельности политических институтов и общественных объединений

Вопрос достижении мирных способов урегулирования конфликтных ситуаций на международной арене сегодня звучит очень остро и актуально. Это во многом зависит от все более усиливающихся тенденций взаимозависимости государств разных континентов, ибо нестабильность в одном из них может привести к дестабилизации обстановки в других странах. В такой ситуации особую значимость приобретает не только выработка теоретических концепций мирного урегулирования конфликтов, но и анализ конкретного опыта отдельного государства на пути поиска мирного разрешения своих внутренних проблем. Рассмотрение проблемы через призму такого концепта позволяет достичь синтеза общетеоретических платформ и практических действий в плане мирного урегулирования конфликтов в каждом отдельном государстве.
В этом отношении опыт по мирному урегулированию внутреннего конфликта представляет большой интерес с точки зрения сформулированной выше нами задачи. Именно здесь мы становимся свидетелями того, что таджикское общество, опираясь на свой культурно-исторический опыт, смогло избежать слепого подражания другим моделям, которые могли бы привести к неожиданным последствиям в будущем, смогло предложить уникальную модель достижения мира. Это удалось, как нам кажется, именно потому, что оно смогло найти баланс между современными социально-политическими моделями и факторами социокультурной жизни своего народа, исходя из его ментальных возможностей и т.д., что создало для таджикского общества предпосылки к более плавному переходу в современную глобальную систему социальной, политической, экономической жизни. Конечно, жить на стыке проблем, возникающих на этой основе, задача не простая, так как это сопряжено с возникновением различных конфликтных ситуаций и необходимостью идти к их разрешению мирными средствами.
Думается, прошлый опыт, накопленный Таджикистаном в этом направлении, позволит создать предпосылки для достойной встречи вызовов современного мира. В этом отношении опыт Таджикистана по привлечению и участию институтов гражданского общества в поиске путей мирного разрешения конфликтов является уникальным.
Одно из заметных изменений в природе поиска механизмов предотвращения, регулирования и разрешения конфликтогенных ситуаций в современном мире заключается в том, что в данном процессе все больше возрастает роль неправительственных организаций. То есть, если раньше в данном процессе ключевое место, главная роль отводилась преимущественно государству, официальным структурам, то теперь постепенно ситуация начинает изменяться. Следует отметить, что это поставило неправительственные организации и структуры, относящиеся к институтам гражданского общества, в уникальное положение, требующее от них принять на себя миротворческую роль в процессе достижения мира и стабильности в странах, вовлеченных в конфликты. Если проанализировать природу функции этих институтов, то вышеуказанное положение выглядит вполне закономерным, ибо они в качестве обеспечивающих взаимодействие между гражданами и политической властью обладают огромным потенциалом, необходимым для поддержания мира, оказания помощи жертвам противоборств и конфликтов и т.д. Здесь во многом независимость дает им возможность действовать оперативно и гибко, включая ситуации, когда у официальных акторов и посредников `связаны руки`. Обычно в этих ситуациях общественные организации, как правило, полагаются на свой опыт, этику и авторитет, направленный на убеждение людей в необходимости участия в мирных процессах, основанных на диалоге и взаимодействии. Исходя из этого, они способны доказать свою эффективность в создании безопасного пространства, в котором представители различных вовлеченных в конфликт групп могут собраться и конструктивно работать над поиском мирных путей разрешения и урегулирования конфликтов.
Следует отметить, что эти моменты деятельности общественных объединений наиболее отчетливо проявились в 90-е гг. в Республике Таджикистан, когда страна была охвачена пламенем гражданской войны. Однако, прежде чем конкретно рассмотреть проявление активности общественных объединений Республики Таджикистан в этом направлении, считаем необходимым коротко проанализировать место, занимаемое ими в политической системе страны
С распадом Советского Союза в начале 90-х гг. прошлого века изменились как государственный, так и весь уклад экономического и социально-политического строя Таджикистана. В этот процесс значительный вклад внесли политические партии и общественные движения, которые предшествовали всяким законодательным условиям позднего периода коммунистической идеологии. Ряд общественных движений были вовлечены в политическую жизнь страны, несмотря на то, что их первичные, т.е. уставные цели были направлены на вопросы, имеющие больше социальные и просветительские черты, чем политические. Это было требование времени, хотя именно политическая деятельность могла по существу поднять вопросы относительно главных проблем общества.
Уже до принятия Закона Республики Таджикистан `О политических партиях` в конце 1990 г. существовали несколько политических партий и движений, которые успешно вошли в политическую арену страны и оставили яркий след в изменении не только политической основы, но и государственного строя Таджикистана. В это дело, в первую очередь, внесли особый вклад такие партии и движения, как `Растохез`, Демократическая партия Таджикистана, Партия Исламского Возрождения Таджикистана и Коммунистическая партия Таджикистана.
Более совершенный Закон `Об общественных объединениях` [*] был принят в 1998 г. и он впервые определил понятие `общественное объединение` как одну из основных форм гражданских организаций. Этот закон предусматривает нормативные основы формирования и функционирования неправительственных организаций, которые включают общественные и гражданские объединения, центры и фонды. Им предписано ограничить свои действия сферами социальных услуг и поддержки, гражданского образования и местного самоуправления, но не более того. Они, согласно данному закону, четко отличаются своими функциями и компетенциями от других форм организованного волеизъявления населения, таких, как политические партии, профессиональные союзы т.п. Только политические партии имеют право на участие в политическом процессе с целью изменения политического курса государства, в том числе посредством приобретения государственной власти законно признанными способами.
Однако Таджикистан после получения независимости в 1991 г. не имел достаточных механизмов поддержки государственной безопасности. При том влияние оппозиционных кругов на поведение отдельных представителей власти быстро увеличивалось. Помимо этого, ряд государственных органов терял реальный контроль над некоторыми своими субъектами как в центре, так и в регионах. Оппозиционные партии и общественные движения, в свою очередь, не имели достаточных ресурсов для того, чтобы вступить в равную и честную борьбу с правительством. Именно такая ситуация и привела к дестабилизации политической обстановки в стране и, в конечном итоге, к всеобщему недоверию к государственным структурам и оппозиционным группам в деле сохранения безопасности и мира.
Неправительственные институты в Таджикистане стали действовать не сразу после распада Советского Союза. Только в 1994 г. они были впервые организованно вовлечены в дело установления мира и преодоления последствий войны в республике. Были учреждены НПО, которые первые средства для осуществления своих программ получали от международных организаций, работающих в регионе, поэтому в значительной степени от них зависели. Эти гражданские объединения поддерживали правительственные программы. Опыт показывает, что хотя такой подход необходим в экстремальных для государства условиях (когда его структуры не способны поддерживать общественную безопасность), он может иметь только одностороннее значение. Сами неправительственные организации не могут развиваться как институты гражданского общества. Они будут зависимы от правительства, а это противоречит основным принципам гражданского общества, который звучит так: `кроме государства есть еще нечто самостоятельное, функционирующее по своим законам и не во всем государству подвластное, а именно: гражданское общество` [*].
Опыт процесса миростроительства в Таджикистане показывает, что эффективность и возможность разрешения конфликтов возрастает, когда в него активно вовлекаются все субъекты политических процессов. На начальном этапе в достижении мира большой вклад внесли такие политические институты, как государство и политические партии. Подписание мирного соглашения (27 июня 1997 г.) стало возможным именно благодаря воле и стремлению двух противоборствующих сторон - правительственных сил и ПИВТ. Хотя мирное соглашение было подписано, многие эксперты как зарубежные, так и отечественные довольно скептически оценивали перспективу становления мира в таджикском обществе.
Успех мирного процесса аналитики во многом считают результатом расширения процессов демократизации общества и плюрализма политической жизни. Но в последние годы, начиная с 2004 г., социальная напряженность и конфликтный потенциал в обществе начинают возрастать. Многие лидеры политических партий открыто выражают свою настороженность относительно ограничения демократических процессов со стороны государства и властвующей элиты.
Конфликты, как известно, постоянно присутствуют в обществе, и они складываются и разрешаются в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей решения социальной проблемы.
Динамика социального и политического конфликта имеет некоторые универсальные стадии - скрытое нагревание противоречий, напряженность, эскалация и разрешение. Одним из центральных моментов противостояния в политике всегда является борьба политических партий за власть или же возможность влияния на принятие политических решений. Ряд исследователей причину терпеливого отношения социума объясняют психологическим фактором - горьким уроком межтаджикского противостояния. Социальную напряженность вызывает также все большее повышение уровня коррумпированности власти в регионах и центре.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия