Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Полонский С. Ю.
директор ЗАО `Миракс групп` (г. Москва),
кандидат экономических наук


Институциональный подход к теории современной корпорации

Введение
Закономерностью развития институциональной структуры российской экономики является рост числа, размеров и влияния крупных корпораций на национальное хозяйство. Эта закономерность выражается, прежде всего, в том, что темпы роста крупного бизнеса существенно опережают темпы роста экономики в целом. Крупные корпорации, составляющие 0,009% от общего числа зарегистрированных на 1 января 2006 г. компаний, производят свыше 40% выпуска товаров и услуг в РФ. При сохранении средних темпов роста (1,5% ежегодно) к 2020 г. их совокупная доля может достигнуть 64% от общего выпуска товаров и услуг в стране [рассчитано по:5;8].
Этот факт требует более глубокого анализа социально-экономического и институционального феномена корпорации как основного субъекта народного хозяйства, что обусловливает важность развития теории корпорации.
1. Критика теорий фирмы
Эволюция экономической теории, обусловленная развитием рыночной экономики, демонстрирует постепенную смену взглядов на фирму как основного субъекта рыночных отношений и производителя общественных благ (ценностей). Следует выделить четыре основных теоретических подхода к объяснению природы фирмы: неоклассический, бихевиористский, институциональный и предпринимательский. Институциональный подход является доминирующим, что обусловливает развитие внутри него сразу нескольких направлений исследования сущности фирмы: эволюционная теория фирмы, агентская и контрактная модель фирмы, теория корпорации Гэлбрейта.
Мы сознательно ограничиваем спектр рассматриваемых теорий фирмы до пяти и подвергаем анализу только некоторые из них (табл.1). Целью данной статьи является попытка развития теории современной корпорации с позиций институционального подхода как наиболее полно отражающего современные аспекты и условия функционирования бизнес-субъектов.
Следует отметить, что как таковая теория фирмы появилась лишь в 1937 г. благодаря известной статье Р. Коуза [9]. В классической экономической теории отдельной теории фирмы не существовало, был лишь общий подход к микроэкономике, в рамках которого фигурировала фирма как субъект хозяйственной деятельности. Тем не менее, в классической, а затем и в неоклассической теории под фирмой понимается, прежде всего, предприятие (производственная единица), которое рассматривается с позиций ресурсно-технологического подхода. Предприятие - это система преобразования исходных ресурсов в готовую продукцию. Важнейшую роль играет производственная функция. Цель фирмы - максимизация дохода (прибыли). Маржиналистский подход к теории фирмы полезен в случае, когда рынок является конкурентным. Если же мы имеем дело с монополией или олигополией, то полезность такого подхода резко снижается.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика подходов к определению сущности фирмы

Бихевиористы указывают на то, что не всегда фирмы преследует цели максимизации прибыли. Поэтому надо следить за поведением компании, изучать его и только на основе этого поведения обобщать цели деятельности. Типичным представителем бихевиоризма является Саймон, который считает, что `фирмы будут стремиться достигнуть скорее удовлетворения, чем максимизации` [6, с.55]. Данный подход существенно приближен к реальности, поскольку признает, что цели фирмы могут зависеть от разных ситуаций и людей, которые управляют фирмой. Тем не менее, и он не позволяет найти общую методологическую основу для объяснения целей деятельности фирмы.
С позиций институционализма фирма есть пучок контрактов или договоренностей между участниками процесса производства. Родоначальниками институциональной теории фирмы являются Р. Коуз и О. Уильямсон [3;7]. Институциональный подход имеет свои ограничения, проявляющиеся, прежде всего, в том, что поскольку затруднена оценка трансакционных издержек, то еще более сложно ставить цель их минимизации.
В рамках предпринимательского подхода фирма и предприниматель рассматриваются как единое целое. Личность предпринимателя и его способности определяют успех фирмы и ее поведение, при этом цель фирмы зависит от целей самого предпринимателя. Такой подход кажется наиболее предпочтительным при попытках сравнить его результаты с практическим опытом, однако, очевидно, что он может использоваться для описания деятельности только малой фирмы - той, где предприниматель является собственником и управленцем в одном лице.
Дж. Гэлбрейт рассматривал корпорации как основные субъекты институциональной экономики в новом индустриальном обществе. Он выделял две части экономики - рыночную и планируемую. К рыночной экономике он относил малый бизнес, где действуют законы рынка. Планируемую часть экономики представляют по Гэлбрейту крупные корпорации. За счет своего доминирования на рынке, крупные корпорации планируют уровень будущих цен и подготавливают своих потребителей к покупке производимых товаров по плановым ценам. Огромные размеры корпораций определяют их значительное влияние на экономики разных стран, усиливают социальную функцию корпорации, в связи с чем, возрастает значение целей фирмы, взаимосвязанных с целями общества. Поэтому от целей максимизации прибыли корпорации переходят к целям роста. Другими словами, более важным становится рост размеров корпорации, чем рост прибыли.
Таким образом, подход Дж. Гэлбрейта наиболее близок к сложившейся на практике ситуации, когда одним из ключевых факторов успешности корпорации признается рост бизнеса.
Анализ деятельности современных корпораций позволяет утверждать, что институциональная природа фирмы раскрывается в том, что наличие институтов снижает риски, которые свойственны любому трансформационному или обменному процессу. Люди как рыночные субъекты больше доверяют фирме (институту), чем отдельным частным лицам. Поэтому объединение людей для создания фирм (институтов) - это процесс, обусловленный человеческим желанием избежать потенциальных рисков или обмана, то есть гарантировать себе безопасность трансакций, а не их более низкую стоимость (например, более низкие транзакционные издержки). Формальные и неформальные институты гарантируют исполнение определенных ожиданий индивидов, удовлетворение их потребностей и получение определенных ценностей, на которые они рассчитывают.
Важно также отметить современную тенденцию, изменяющую роль фирмы в системе удовлетворения потребительских ценностей. Если раньше предприятие возникало как ответ на существующие рыночные потребности, то сегодня все чаще предприятие возникает для того, что бы создавать потенциальный спрос на новые потребности, которые были разработаны внутри фирмы. Таким образом, все чаще институты традиций (особенно в сфере потребления) формируют не потребители, а предприятия. Это повышает социальную ответственность фирм перед обществом, что требует не только развития внешней институциональной среды для контроля над деятельностью предприятия, но и трансформации внутренней институциональной среды (внутри предприятия) для обеспечения социально-ответственного принятия решений сотрудниками фирм.
2. Экономическая сущность корпорации как института
Известно, что ключевой особенностью корпорации является появление в ее составе нового вида собственника - акционеров, которые отделены от управления собственностью. Помимо этого выделены следующие основные черты современной крупной корпорации:
1. Крупная корпорация состоит из нескольких предприятий (юридических лиц) и может иметь в своем составе в различной степени диверсифицированные виды бизнеса.
2. Крупная корпорация занимает доминирующее положение на рынке, в силу чего она может управлять рыночным спросом и ценами в более или менее долгосрочной перспективе. Важнейшим видом управленческой деятельности в корпорации является планирование ее деятельности.
3. Большие размеры, предполагающие большие доходы, делают крупную корпорацию заметным и влиятельным рыночным субъектом не только для участников данного рынка, но и для участников смежных рынков, а также для государства и его институтов. Крупные корпорации оказывают значительное влияние на государство и общество в целом, то есть играют не только важную экономическую, но и возможно более важную социальную роль. Помимо доходов в бюджет в виде отчисляемых налогов, корпорации предоставляют стабильные рабочие места, служат гарантом исполнения обязательств по договорам (за счет позитивного рыночного имиджа), являются экономической и социальной опорой общества, обеспечивая его стабильное развитие и безопасность.
4. Обладая значительными ресурсами, крупные корпорации являются инициаторами создания и внедрения технологических новшеств, именно они развивают научно-технический прогресс, обеспечивая техническую базу для развития общества с вытекающими из этого позитивными и негативными последствиями для него же.
5. Будучи средоточием большого числа сотрудников, организованных для достижения определенного набора целей, корпорации создают специфическую индивидуальную внутреннюю институциональную среду (в том числе корпоративную культуру как ее часть), которая определяет рефлексивные нормы поведения внутри фирмы, а также транслирует эти нормы во внешнюю среду, влияя на формирование внешних рефлексивных норм и институтов, и на институциональную структуру общества в целом.
6. Важной особенностью корпорации является наличие внутри нее нескольких принципиально отличных социальных групп, интересы которых необходимо согласовать таким образом, чтобы обеспечить баланс интересов участников корпорации (внутренних групп) и внешних групп влияния (потребителей, покупателей, партнеров, государства и общества в целом).
Очевидно, что для крупной корпорации в большей степени, чем для мелкой фирмы подходит изучение ее природы с позиций институционального подхода. Корпорация - это пучок контрактов, заключенных между участниками процесса воспроизводства ценностей, а также элемент в системе общественных институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы.
Другими словами, корпорация - это институт или спроектированная людьми конструкция, которая служит достижению определенных целей тех групп людей, которые так или иначе с ней связаны. Являясь крупной организацией [4], корпорация служит интересам акционеров, сотрудников, потребителей, партнеров по бизнесу, общества в целом, включая государство.
Анализ мотивации выделенных социальных групп, имеющих непосредственное отношение к функционированию корпорации, позволил утверждать, что они все получают от ее деятельности два основных преимущества - стабильный рост и безопасность, который не может быть гарантирован в условиях свободного рынка (рыночной стихии). Следовательно, крупную корпорацию следует рассматривать как институт обеспечения стабильности и безопасности рынка для потребителей, акционеров, сотрудников, партнеров и общества.
Крупная корпорация является гарантом стабильности и безопасности рынка (снижения рисков, связанных с его непредсказуемостью). Рынок - это стихия, он неконтролируем, подвержен переменам. Когда на рынке хозяйничают несколько крупных компаний (корпораций), рынок становится более управляемым и предсказуемым. Крупные корпорации диктуют моду, новые тенденции, управляют развитием НТП, а значит и спросом на новую продукцию. И хотя это влияние не однонаправленное и существуют риски непринятия потребителями новых товаров и технологий, все же они существенно ниже, чем в случае осуществления аналогичной деятельности мелкими компаниями на свободном рынке.
Детальный анализ функционирования крупных корпораций приводит к важному выводу: свободный рынок, понимаемый как стихийное взаимодействие спроса и предложения и установление равновесной цены, не выгоден никому из рассматриваемых выше социальных групп. Даже потребители предпочли бы плановый механизм свободному рынку. Плановость значит предсказуемость. На предсказуемом рынке легче жить и планировать свое будущее. Государство тем более заинтересовано в стабильном и плановом характере рынка, гарантирующим выполнение обязательств перед обществом.
Играя роль института по обеспечению стабильности и безопасности рынка для потребителей, акционеров, партнеров, общества и сотрудников, корпорация призвана согласовать цели и интересы всех этих групп. Цели (мотивы) социальных групп должны согласовываться с целями корпорации. Подобная цель может быть выражена в терминах роста корпорации (рис. 1).
Рис. 1 . Согласование целей корпорации и социальных групп, имеющих непосредственное отношение к корпорации

Таким образом, целевой функцией корпорации является не максимизация прибыли или минимизация трансакционных издержек, а стабильный и рост бизнеса, обеспечивающий безопасное развитие для всех социальных групп, имеющих отношение к корпорации. Такое понимание целей корпорации согласуется с современной концепцией новой институциональной экономической теории, провозглашающей культурную образованность основной целью современного человека, желания которого также определяются культурой. В соответствии с этим корпорация должна стремиться быть максимально социализированным институтом, который служит, прежде всего, общим целям общества, связанным со стабильным социальным развитием и безопасностью.
Представляется, что основной приоритет в выработке стратегии своего развития корпорация должна отдавать обществу. Будучи по природе социально-рыночным институтом, социально-ориентированная корпорация должна, прежде всего, заботиться о соблюдении социальной безопасности. Приоритет интересов общества, а не отельных его групп и тем более индивидов обосновывает принятый нами принцип методологического социализма, характерный для современных течений новой институциональной теории. Следующим по значимости является приоритет потребителей, сотрудников, акционеров и партнеров корпорации по бизнесу (рис. 2).
Рис. 2. Корпоративные приоритеты при удовлетворении целей социальных групп, имеющих отношение к корпорации

Заключение
Объединяя неоклассический, бихевиористский и институциональный подходы к теории фирмы, следует выделить четыре основные функции корпорации: социальную, экономическую, технологическую и институциональную.
Социальная функция корпорации заключается в обеспечении безопасного воспроизводства и развития общества. Безопасность можно рассматривать в нескольких аспектах. С одной стороны, требование безопасности означает обеспечение планового характера рынка, что способствует его лучшей управляемости и контролируемости для обеспечения социальной стабильности. С другой стороны, необходимо обеспечение обществу и потребителям безопасности потребления за счет производства товаров, соответствующих стандартам технической, экологической и правовой безопасности. Кроме того, фирма непосредственным образом отвечает за обеспечение безопасности сотрудников, гарантируя им рабочие места и определенный уровень доходов. Социальная функция корпорации является ведущей на современном этапе развития общества и соответствует реализации принципа методологического социализма, на котором строится современная экономика знаний и общество, ориентированное на развитие культурного и образованного человека.
Суть экономической функции фирмы состоит в поддержании стабильного прибыльного роста корпорации, роста доходов сотрудников и акционеров, а также и государства (общества). Стабильность прибыли обеспечивает корпорации возможности для воспроизводства ее деятельности, необходимый объем инвестиций в развитие техники и технологий, человеческих и других ресурсов;
Реализация технологической функции фирмы нацелена на развитие научно-технического прогресса, новых технологий производства и потребления, способствующих наиболее полному удовлетворению потребностей;
И, наконец, реализация институциональной функции фирмы означает способность корпорации обеспечить реализацию всех вышеперечисленных функций. Эта задача может быть достигнута путем соблюдения корпорацией формальных и неформальных правил и норм, как исходящих от государства, так и устанавливаемых ею самой для достижения своих целей. А поскольку цели ее создания и есть, в основном, цели безопасности, то основное предназначение корпорации состоит в том, чтобы обеспечивать эту безопасность через учреждение институтов и соблюдение определенных правил. Институциональная функция корпорации проявляется как во внутренней, так и во внешней среде. Во внешней среде корпорация выглядит как организационно-правовой институт - совокупность формально учрежденных предприятий, имеющих договора с рыночными субъектами. Во внутренней среде корпорации существуют формальные (инструкции, положения и приказы), а также неформальные правила и нормы поведения, которые соблюдают сотрудники, и это гарантирует создание безопасных для потребления продуктов и услуг.


Литература:
1.Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество /Пер с англ; Под общ. ред. Н.И. Иноземцева. - М., Прогресс, 1969.
2.Институциональная экономика: Учебник /Под общ. ред. А. Олейника - М., ИНФРА-М, 2005.
3. Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М.: `Дело Лтд`, 1993.
4.Норд Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М., 1997.
5.Российский статистический ежегодник. - М., 2006.
6.Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении. //Теория фирмы /Под ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1999.
7.Уильямсон О. Логика экономической организации //Природа фирмы. - М.: Дело, 2001.
8.Эксперт. - 2006. - 2-15 окт.
9.Coase R.H. The nature of the firm //Economica. - N.S., 1937. - Vol.4. (Nov.)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия