Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Сутырин И. С.
аспирант экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Региональный аспект последствий присоединения России к ВТО

При анализе возможных последствий присоединения России к ВТО недостаточно рассматривать страну как единое целое, необходимо исследовать и региональный срез. Важность регионального `измерения` этой проблемы определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, Россия - большая страна, состоящая из значительного количества регионов, существенно отличающихся друг от друга. В таб.1 представлены данные о валовом региональном продукте по ряду областей из нескольких федеральных округов России (в остальных округах ситуация практически идентичная).
Таблица 1
Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации в 1998-2004гг.

Эти данные наглядно свидетельствуют о том, насколько сильно отличаются регионы по своим экономическим параметрам, при этом даже в структуре каждого округа или области можно выделить разные по уровню своего экономического развития районы. Большое значение для экономики каждого региона имеют природно-географические, демографические, социальные и прочие особенности. Таким образом, и последствия вступления в ВТО для российских регионов будут разными.
Во-вторых, именно на региональном уровне осуществляется значительная часть регулирования внешнеторговых связей страны. Как известно, согласно Конституции РФ, к ведению региональных властей такие полномочия, как предоставление субсидий, государственные закупки, лицензирование, содействие инвестициям, предоставление индивидуальных налоговых льгот.
Как показало исследование Всемирного банка (ВБ), которое проводилось в 13 регионах страны и охватило 70 компаний, основой успешного развития и формирования конкурентных преимуществ фирм послужили привилегированные отношения с властью. Аналогичные исследования, проведенные Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) так же показали, что региональные власти предпринимают большое количество защитных мер в различных областях экономики, при этом дискриминации подвергаются компании из других стран и даже регионов России [6,с.561].
Между тем, в правовой практике ВТО пристальное внимание уделяется именно рассмотрению нарушений, осуществляемых на региональном уровне. Так, 1998 г. Канада обратилась с жалобой в Орган Урегулирования Споров в связи с дискриминационными мерами по транспортировке и транзиту канадских экспортных грузов, которые были введены властями штата Южная Дакота. Затем в 2001г. Бразилия обратилась с жалобой по поводу предоставления в Квебеке экспортных кредитов и гарантий по займам авиастроителей [1,с.218].
В этой ситуации России, безусловно, придется принять самые решительные меры для того, чтобы исключить из региональной практики все действия, аналогичные тем, на которые обращают внимание эксперты ОЭСР. Например, при проведении лицензирования и сертификации продукции в России внешние производители должны предоставлять большее количество согласовательных документов, чем внутренние. При этом региональные власти имеют право решать, кому можно выдавать эти лицензии, а кому нет. В различных регионах встречаются примеры подобной дискриминации. Так, в Приморском крае иностранные поставщики и совместные предприятия платят большие лицензионные платежи, чем местные организации. Для многих иностранных предприятий требования по вводу региональной маркировки продукции отразились на увеличении стоимости конечного продукта, что затруднило для них выход на российский рынок. Нередки случаи, когда местным производителям неоправданно предоставляется большое количество субсидий, займов и налоговых льгот. Все это создает конкурентные преимущества для отдельных компаний. Предоставление льгот приобрело массовый характер в таких регионах, как Башкирия, Татарстан, Калмыкия, Мордовия и Чукотский автономный округ. Еще одна форма дискриминации связана с процедурой госзаказа. В Москве и Свердловской области приоритеты выбора местных производителей закреплены в региональных законах. Что касается Санкт-Петербурга, то вплоть до сравнительно недавнего времени во многих случаях заявки иностранных компаний рассматривались в последнюю очередь [6, с.560].
В-третьих, региональная проблема напрямую связана с проблемой бедности и неравенства в распределении доходов населения. Россия в процессе трансформации вошла в группу стран с высокой дифференциацией доходов. Развитие внешнеторговых связей имеет к этому самое непосредственное отношение. Напомним, что на протяжении большей части 1990-х гг. страна переживала глубочайший кризис, в ходе которого как ВВП, так и объем промышленного производства сократились примерно в 2 раза. Одновременно, как это ни странно на первый взгляд, динамично рос внешнеторговый оборот. При этом имущественное неравенство достигло уровня, при котором более 20% населения жило за чертой бедности [8, p.99]. Исследования показывают, что в течение всего переходного периода именно региональное неравенство было определяющим фактором дифференциации российских домохозяйств по уровню доходов. Практически все регионы с высоким риском негативных последствий от вступления России в ВТО относятся к группе с низкой или пониженной покупательной способностью населения. В этой связи можно ожидать дальнейшего роста регионального расслоения и, как следствие дальнейшего увеличения имущественного неравенства [6,c.465].
Данные табл. 2 демонстрируют, насколько велика разница между областями даже внутри одного региона. При этом сам по себе ВРП региона (табл.1) не отражает того, насколько богато или бедно его население. Яркий пример - Республика Саха, которая по общему объему ВРП находится в середине, но по показателю на душу населения занимает четвертое место сверху. И наоборот, Ростовская область, которая в табл. 2 находится на 57 месте, намного превосходит Республику Саха по абсолютному значению валового регионального продукта.
Таблица 2. Валовой региональный продукт на душу населения
Источник: [10]

В целом, в соответствии с общей логикой развития рыночной экономики можно предположить, что более подготовленные и сильные регионы получат большие преимущества при вступлении России в ВТО. Но что в данном случае считать сильными сторонами регионов, и какими ресурсами должна обладать та или иная область для своего успешного функционирования?
Согласно мнению многих экспертов, к факторам, влияющим на международную конкурентоспособность экономики региона, относятся такие, как степень диверсификации его экономики, интенсивность его участия во внешнеторговой деятельности, баланс соотношения экспорта и импорта. Именно такие регионы смогут получить большие плюсы от присоединения, за счет роста притока прямых иностранных инвестиций, повышения производительности регионального производства на основе импортных технологий, а также на основе улучшения режима доступа производимой ими продукции на зарубежные рынки.
Сегодня в России сформировалась группа потенциально успешных регионов, способных получить преимущества от глобализации. К ним относятся Москва, ряд регионов СЗФО, таких как Санкт-Петербург, Ленинградская область, Карелия, где по данным министра экономического развития республики А. Грищенкова уже сейчас около 76% промышленной продукции `лесного края` отправляется за рубеж [2].
По оценкам экспертов, к успешным можно отнести Свердловскую область, которая способна и дальше конкурентоспособно работать, используя металлургическую отрасль и на этой основе развивать машиностроение [7, с.87]. Кроме того, благодаря развитию своей алюминиевой отрасли, способна эффективно взаимодействовать на рынке Хакасия.
Калининградская область, экономика которой, по мнению губернатора Георгия Бооса, больше, чем в других субъектах РФ, уже сейчас интегрирована в общеевропейское экономическое пространство и довольно давно работает по тем правилам, которые действуют на мировых рынках. При этом одним из приоритетов области является ее экспортно-ориентированное производство[5].
Стоит заметить, то среди указанных регионов далеко не все находятся в верхней части рейтинга по ВРП, как в общем, так и на душу населения. В качестве примера можно привести Калининградскую область и Хакасию, которые занимают 37 и 44 места соответственно.
Отмечая потенциально `слабые` территории РФ, отметим, что к ним относятся регионы, узкоспециализированные в направлении относительно низко конкурентоспособных отраслей (автомобилестроение, легкая и пищевая промышленность, животноводство). Кроме того, в неустойчивом положении могут оказаться регионы с большим количеством так называемых монофункциональных городов, имеющих в качестве своего экономического ядра относительно неконкурентоспособные промышленные предприятия. В этих городах, как правило, не развит рынок жилья, они небольшие по размеру, в их окружении отсутствуют близко расположенные альтернативные источники занятости для маятниковой миграции. В качестве примеров можно отметить такие области, как Ивановская и Нижегородская, в состав которых входят соответственно 75 и 68% монофункциональных городов [6, с.563].
Также высоки риски глобализации для регионов, где одновременно наблюдаются высокая доля работающих в относительно неконкурентоспособных отраслях, высокая занятость в сельском хозяйстве, не развит малый и средний бизнес. К ним можно отнести Псковскую и Самарскую области, ряд регионов Приволжского федерального округа.
В качестве иллюстрации конкретных примеров проблем, с которыми сталкиваются регионы, можно привести высказывания региональных руководителей различного уровня, `на местах` дающих оценку своих перспектив. Так, по словам заместителя начальника Департамента экономики Вологодской области Алексея Маклахова, подавляющее большинство предприятий Вологодчины находятся в слабой стадии подготовки к вступлению России в ВТО и если сейчас активно не заняться подготовкой, то область не выдержит конкуренции на внешнем рынке [3]. Президент Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Владимир Лузянин считает, что нижегородские промпредприятия не выдержат конкуренции после присоединения к ВТО. Основной причиной низкой конкурентоспособности станет значительное количество устаревшего оборудования и нехватка квалифицированных кадров [4]. Важность создания системы подготовки квалифицированных кадров также отмечает и председатель Совета директоров ОАО `Челябинский завод `Теплоприбор` Константин Захаров, указывая на основные проблемы предприятий отрасли [9]. Существование потенциальной угрозы для российских предприятий подчеркивает и заместитель директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Андрей Кушниренко: `Кто не найдет стратегического партнера - будет снижать долю на рынке, даже если производство останется на прежнем уровне` [11].
На наш взгляд, не стоит абсолютизировать роль ВТО [*] в процессе удержания регионом уровня его конкурентоспособности. Эта организация, при всем своем значении, никак не является ни панацеей от всех бед, ни главным и единственным виновником всех неприятностей. Вот лишь один показательный пример. За 2006 г. индекс производства в обрабатывающей промышленности Санкт-Петербурга составил 91,3%. При этом производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования уже второй год снижается примерно на 10% [10]. Все это, очевидно, никак не связано с ВТО. В этой связи значение снижения импортной пошлины на 3% не идет ни в какое сравнение с засилием устаревшего оборудования и нехваткой квалифицированной рабочей силы, о которой говорилось выше. Ведь именно эти факторы по справедливому мнению многих представителей реального сектора, лежат в основе низкой конкурентоспособности российских предприятий.
Отметим далее, что негативные последствия, о которых идет речь, не являются абсолютно неотвратимыми. Вступление в ВТО не происходит в режиме `шоковой терапии`, переходный период составляет от 1 до 7 лет, а в случае с филиалами зарубежных страховых компаний - 9 лет. А это достаточный срок чтобы подготовиться. Помимо переходного периода, результаты переговоров по доступу на рынки товаров и услуг по многим позициям обеспечивают защиту чувствительных секторов российской экономики. Это достигается как за счет сохранения барьеров, так и за счет их снятия. В частности, сохраняются тарифные квоты на импорт говядины, свинины и мяса птицы, сохраняются на существующем уровне пошлины на сыры, сливочное масло. Переходный период продолжительностью в семь лет определен для легковых автомобилей (снижение пошлины с 25% до 15%) и гражданской авиатехники (снижение с 20% до 7.5-12.5%). С другой стороны, будут снижены или отменены пошлины на кожевенное и меховое сырье, а также на шерсть и текстильное сырье (в рамках программы поддержки российских текстильщиков и обувщиков), будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование [11].
Конечно, государственная поддержка будет необходима предприятиям не только в переходный период, но и в дальнейшем. О реальности применения программ защиты национального рынка и отечественной промышленности можно судить по высказыванию Сергея Глазьева, депутата Госдумы, член-корреспондента Российской академии наук: `Для поддержания конкурентоспособности и стимулирования экономического роста мы можем применять огромное количество инструментов. Это, прежде всего, меры денежно-кредитной политики, поддержка экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью через банки развития, налоговые стимулы для инвестиций в модернизацию экономики. То есть мы располагаем огромным количеством мер, которые возможно применять, находясь внутри ВТО. Надо это понимать и к этому готовиться. Например, по правилам ВТО нельзя выделять из госбюджета кредиты для поддержки экспорта, но кто мешает это делать через экспортно-импортный банк. Да, запрещено субсидировать из бюджета те или иные отрасли промышленности, а также программы, влияющие на конкурентоспособность нашей продукции. Но мы можем это делать через российские банки развития. Так поступают все страны` [11].
Таким образом, можно отметить, что результаты, к которым придут регионы, функционирующие в хозяйственном поле ВТО, в определяющей степени будут зависеть от того, насколько они подготовятся к вступлению, какие инструменты смогут использовать для успешного и конкурентоспособного ведения экономической деятельности.


Литература:
1. Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. - М.: Экономика, 2002.
2. `Регнум`, 17.05.2005
3. `Регнум`, 23.06.2006
4. `Регнум`, 17.01.2007
5. `Росбалт`, 29.11.2006
6. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: руководство/ Под ред. Д.Г. Тарр. - М.: Изд-во `Весь Мир`, 2006.
7. Экономические аспекты присоединения России к соглашениям ВТО: Россия - Уральский регион - Свердловская область. - Екатеринбург, 2006.
8. Mysteries and puzzles of modern Russian economy. Sergei F. Sutyin (ed.), 1999.
9. `Urbc.Ru`, 13.12.2006
10. www.goscomstat.ru
11. www.wto.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия