Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Столярчук Е. А.
старший преподаватель кафедры менеджмента организации Балтийского государственного университета `Военмех` (г.Санкт-Петербург)

Формирование профессионально важных качеств в процессе подготовки менеджеров по туризму

По интенсивности развития экономика туризма находится на втором месте после нефтедобычи. Быстрое развитие отрасли, а также массовый характер профессии менеджеров по туризму делают одной из важных задач создание в этой области системы, обеспечивающей высокие профессиональные знания и умения, повышение квалификационных требований к менеджерам, разработку соответствующих научно обоснованных рекомендаций.
Деятельность менеджеров в индустрии туризма предусматривает расширение круга их обязанностей в связи с расширением рынка туристских услуг: в сфере создания туристского продукта, при ведении переговоров, обслуживании туристов, что предполагает умение договариваться с людьми, осуществлять поиск информации и планировать свою деятельность на уровне современных требований. Профессионализм менеджера все в большей мере определяется не только его практическим опытом, но и индивидуально-психологическими особенностями, от которых зависят профессионально важные качества.
Экспертная оценка руководителей туристских фирм свидетельствует о том, что менеджер в сфере туризма должен обладать, прежде всего, коммуникативными и организаторскими способностями, ответственностью, настойчивостью, гибкостью в принятии решений. Руководители туристических фирм Санкт-Петербурга, например, отмечали, что деятельность менеджера должна быть вариативна, нестандартна, ориентирована на решения в непредвиденных ситуациях.
К особенностям деятельности менеджеров по туризму относятся и умение учитывать характер подчиненных, управлять собой, видеть перспективы развития своего коллектива, высокая способность к инновациям, знание современных методов управления, умение контролировать работу персонала фирмы.
В связи с этим организация профессиональной подготовки таких менеджеров требует создания и благоприятной образовательной среды, которая предусматривала бы определенную последовательность этой подготовки - оценку психологических особенностей данного специалиста, комплекса квалификационных требований на основе стандартизованных психологических тестов, периодических тренингов делового общения, анализа имеющейся информации о деятельности менеджеров.
При изучении вопроса о качестве профессиональной подготовки специалистов в туристических фирмах нами оценивался характер их подготовки в средних профессиональных учебных заведениях в период учебно-технологической практики. Анализ выявил отсутствие у студентов достаточных практических навыков (26,7%), профессиональных знаний (20,0%), неумение творчески решать проблемы (25,0%).
Поэтому было предложено ввести в учебный процесс психологический модуль, состоящий из трех блоков: по ведению переговоров с принятием решений, по деловым коммуникациям и по психологии сервиса.
Анализ и российского и международного опыта подготовки менеджеров по туризму свидетельствует о необходимости определенной стратегии, которая должна отличать систему профессионального образования и предусматривать усиление мотивации к будущей профессиональной деятельности, а также стимулирование развития творческого потенциала, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и духовных качеств. Все это крайне важно в условиях рыночной конкуренции.
При обосновании стратегии профессиональной подготовки менеджеров по туризму в результате корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи типов личности (по Дж.Голланду) и индивидуально-психологических особенностей студентов.
Реалистичный тип положительно коррелирует на 1% уровне значимости с избеганием (r=0,19), личностной тревожностью (r=0,39), приспособлением (r=0,19), а отрицательно на 1% с сотрудничеством (r=-0,33) и 5% уровне значимости - с мотивацией достижения успеха (r=-0,98). Такому типу личности свойственны невербальные способности, хорошие моторные навыки, ориентации на конкретные задачи, боязнь изменения ситуации и ответственности.
Конвенциальный же тип положительно взаимосвязан на 1% уровне значимости с реактивной тревожностью (r=0,35), приспособлением (r=0,29), избеганием (r=0,32) и отрицательно опять таки с сотрудничеством (r=-0,32) и компромиссом (r=-0,25). Для данного типа личности важна структурированная, алгоритмизированная деятельность, когда все четко определено. Непредвиденные обстоятельства также вызывают стрессовое состояние и нежелание брать на себя ответственность.
Что касается социального типа личности, то он взаимосвязан на 1% уровне значимости положительно с самоагрессией (r=0,26) и компромиссом (r=0,37), отличается выраженными социальными умениями, потребностью к установлению многочисленных контактов и в то же время, большой эмоциональностью, готовностью идти на помощь другим и вместе с тем недовольством собой.
Интеллектуальный тип личности взаимосвязан на 1% уровне значимости положительно с избеганием (r=0,25) и отрицательно с компромиссом (r=-0,44) и личностной тревожностью (r=-0,21). Ему свойственны: независимость, оригинальность суждений, ориентация на решение интеллектуальных задач, индивидуальный подход и не свойственны активность в общении, желание уступать кому-либо, излишние переживания, личностная тревожность.
Предприимчивый тип взаимосвязан на 1% уровне значимости положительно с компромиссом (r=0,44) и сотрудничеством (r=0,42), а отрицательно - с эмоциональной тревожностью (r=-0,23) и приспособлением (r=-0,23). Представители этого типа выбирают задачи, требующие активности, энтузиазма, связанные с лидерством. Для них важны взаимоотношения с другими, поиск альтернатив, удовлетворяющих интересы сторон, открытое их обсуждение, совместный поиск решения проблем, инициативность, ответственность, реализация прав и обязанностей по взаимному согласию.
Корреляционный анализ, показал, что в профессиональной подготовке студентов по специальности `Туризм` следует ориентироваться на предприимчивый тип личности с характерным для него стремлением к компромиссу и сотрудничеству. Были установлены наиболее профессионально важные качества, которые должны учитываться при профориентационной работе и профессиональной подготовке - прежде всего коммуникативность, ответственность, гибкость мышления, настойчивость, энергичность, организаторские способности.
Содержательный анализ данных, полученных с помощью тестов: Баса-Дарки, Томаса-Киллмена, КОС, Спилбергоа-Ханина, КОТ, Голланда, Мехрабиана, позволил определить индивидуально-психологические особенности личности, формирующие профессионально важные качества менеджера по туризму, паттерны поведения в конфликтных ситуациях, уровни адаптивного поведения и самооценки.
Анализ подтвердил, что при внедрении в образовательный процесс стратегии психологического обеспечения профессиональной подготовки необходим дифференцированный подход к обучающимся на каждом этапе обучения: на первом курсе - с акцентом на компромисс и приспособление (при p=0,01); на третьем - на компромисс (при p=0,01); на пятом - на компромисс, сотрудничество (при p=0,01) и развитие организаторских способностей. Была подтверждена актуальность разработки и последовательного выполнения программы психологического обеспечения при сравнении со стандартной образовательной подготовкой.
Внедрение программы психологического обеспечения в учебный процесс, как показала практика, способствовало формированию у студентов положительной мотивации к обучению, системной детерминации обучения, созданию `кумулятивного эффекта`, достижению более высокого уровня развития личностных и профессиональных качеств у будущих менеджеров.
Стратегия формирования профессионально важных качеств менеджеров в сфере туризма реализовалась на трех уровнях: организационном (ведение в образовательный процесс психологических дисциплин), групповом (практические занятия с группой), индивидуальном (психологическое консультирование, направленное на развитие личности).


Литература
1. Виленский М.Я., Горский В.А., Жолден В.И. и др. Туризм - подготовка кадров, проблемы и перспективы развития / Под ред. В.А.Квартальнова. - М., 2001;
2. Зорин И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования. - М., 2001;
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Учебное пособие. - М., 2004. - С. 100 - 287.
4. Никифоров Г.С., Зимичев А.М. и др. Психология профессиональной подготовки. / Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб., 1993. - С.6 - 81.
5. Слободчиков В.И., Исаев Н.А. Психология профессиональной подготовки. - М., 1996. - с. 73.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия