Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Перминова Е. В.
аспирант кафедры международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Международные совместные предприятия с участием германского концерна `Сименс` на рынке информационных технологий и телекоммуникаций

Повышение роли информационного обмена является одной из главных тенденций развития мировой экономики второй половины ХХ - начала ХХI вв. Информационно-телекоммуникационный сектор стал такой же важной и всеобъемлющей частью национальной, региональной и мировой инфраструктуры как электроэнергетика, здравоохранение, транспорт.
Процесс информатизации характеризуется значительной неравномерностью, наблюдающейся в странах и регионах с разным уровнем и динамикой экономического и социального развития. Страны и регионы, не вовлеченные в процессы развития информационно-коммуникационных технологий, лишаются части потенциальных потребителей и рабочих мест, оказываясь вне тех возможностей, которые дает динамичный информационный сектор в развитых государствах. Сокращению межстранового разрыва способствует проникновение современных технологий и зарубежных инвестиций в национальный рынок информационных технологий и телекоммуникаций (ИТиТ).
Под мировым рынком ИТиТ понимается совокупность продаж компьютерного оборудования, комплектующих и периферийных устройств, телекоммуникационного оборудования; разработка и продажа программных продуктов; предоставление услуг, связанных с внедрением и поддержкой ИТ, включая выполнение внешним подрядчиком функций, связанных с поддержкой и обслуживанием информационных систем и ИТ-инфраструктуры, телекоммуникационные услуги, а также разработкой по заказу программного обеспечения.
Информационные и телекоммуникационные технологии в значительной степени определяют высокие темпы научно-технического прогресса последних двух десятилетий. Актуальность этого направления останется очень высокой и в будущем.
Новые информационные и телекоммуникационные технологии представляют собой базисные инновации последних десятилетий двадцатого века. Причем главным итогом развития инновационной сферы является не появление какой-либо технической идеи или успешная экономическая реализация новых технологий, а возникновение в национальных хозяйствах принципиально нового организма - инновационных систем, в рамках которых постоянно и непрерывно зарождаются и реализуются кластеры радикальных нововведений. Успешное функционирование таких систем требует не только сильной науки и образования, но и целого комплекса других институциональных условий. Наиболее важными среди них являются:
1. Конкурентоспособный предпринимательский сектор как важнейший сегмент национальных инновационных систем. Его ядром, как и в начале века, продолжают оставаться крупные корпорации. Исследовательский потенциал, масштабы концентрации ресурсов, гибкость в перераспределении средств с неперспективных на наиболее приоритетные направления характеризуют особую функцию корпораций как лидеров в процессе создания и коммерческой реализации нововведений. Они определяют уровень и тенденции инновационной деятельности каждой отдельно взятой страны, выполняя функции, которые не могут взять на себя другие сектора национальных систем - университеты, некоммерческие организации.
2. Приоритет государственной политики в развитии образования, науки и технологий, создании благоприятных институциональных условий для инновационного роста. Реализация такой политики в последние десятилетия ХХ в. выводит многие страны, вчерашние аутсайдеры научно-технологического развития, в число лидеров по ряду принципиально важных направлений.
3. Интеграция в глобальную инновационную сферу как важнейшее условие развития национального научно-технического потенциала. Заметное увеличение доли зарубежного финансирования НИОКР во всех странах, высокие темпы роста мировой торговли наукоемкими товарами и услугами, интеллектуальной собственностью в 90-е годы, появление новых стран-экспортеров, а также постоянное расширение списка стран, производящих наукоемкие товары, говорят об эффективности такой стратегии. Высокая степень интернационализации инновационной деятельности не отменяет, а усиливает значение ее национальных основ из-за тесных связей процесса нововведений с институциональными условиями данной страны, доступом к финансовым и кадровым ресурсам, сложившимся взаимосвязям с научным сообществом и наиболее крупными потребителями [1, c.230].
Когда компании расширяют свою международную деятельность, им необходимо адаптировать технологии к местным потребностям и успешно реализовывать свою продукцию на рынках принимающих стран. Во многих случаях для этого в той или иной степени необходима интернационализация НИОКР. В то же время ТНК традиционно занимались НИОКР в основном в странах базирования. Сегодня в процессе интернационализации появляется ряд новых особенностей. В частности, впервые ТНК выносят за пределы развитых стран такие НИОКР, которые выходят за рамки адаптации к требованиям местных рынков. В некоторых развивающихся странах, странах Центральной и Восточной Европы и СНГ ТНК все чаще ориентируют свои НИОКР на глобальные рынки, интегрируя их в ключевые направления своей инновационной деятельности. По данным российских ученых, только 5% от общего объема расходов на НИОКР приводят в конечном итоге к появлению новой, пользующейся успехом продукции [2, c. 409].
Инновации являются хорошим конкурентным преимуществом. Но у многих компаний нет достаточных средств, чтобы инвестировать их в НИОКР, поэтому они начинают искать партнеров. Национальные рынки информационных технологий становятся слишком маленькими, чтобы поддерживать инвестиции в НИОКР на нужном уровне для развития нового оборудования. В связи с этим, совместные предприятия (СП) среди фирм на рынке ИТ и телекоммуникаций в последние годы стали обычным явлением. Подобные совместные предприятия появились практически во всех сферах информационных технологий. На этом рынке в основном присутствуют американские корпорации и западно-европейские корпорации ЕС.
В целом СП наиболее продуктивны в следующих вариантах:
- в условиях высокой неопределенности внешней среды и раздробленности знаний, обеспечивая компании достаточно гибкими средствами к их быстрому накоплению (приобретению);
- при высокой степени способности компании защитить свои источники конкурентного преимущества (ключевые ресурсы и новейшая технология). Это во многом зависит от характера конкретной сделки: типа совместно используемых и передаваемых ресурсов, надежности их защиты с помощью таких способов, как патенты, авторские права и т.д. Соответственно, чем легче уберечься от `посягательств` партнеров, тем меньше риск совместной работы в альянсе;
- при недолгосрочности ожидаемого синергетического эффекта. Чем продолжительнее ожидаемая отдача, тем перспективнее `поглощение` и, наоборот, чем краткосрочнее получаемые в результате сотрудничества дополнительные выгоды, тем эффективнее использование альянсов;
- при недостаточности финансовых ресурсов для проведения поглощения, национальных регулирующих ограничениях, политическом и экономическом национализме с его предпочтением изначально отечественным компаниям. В таких ситуациях альянс предоставляет уникальную возможность вхождения на национальный рынок;
- при высокой `впитывающей` способности компании к обучению и применению знаний. Именно СП дают возможность успешно и эффективно `угнаться за знаниями`.
Вероятность создания СП тем больше, чем выше расходы материнской фирмы на НИОКР и чем больше продукция вновь учреждаемого филиала `выпадает` из основной номенклатуры изделий материнской компании.
Наиболее интенсивно СП используются высокодиверсифицированными, вертикально - интегрированными компаниями, а также фирмами, производящими дифференцированную продукцию.
СП используются международными корпорациями как способ сворачивания производства или выхода из отрасли или сферы бизнеса. Передавая зарубежному партнеру по СП отработанную, относительно устаревшую технологию или неперспективную с точки зрения международной корпорации сферу бизнеса, данная корпорация сокращает производство соответствующей продукции и концентрирует усилия на изготовлении принципиально новых товаров.
СП играют важную роль в стратегии международных компаний. В целом СП могут использоваться в двух прямо противоположных целях:
- как орудие ведения конкурентной борьбы,
- как средство ограничения конкуренции.
СП первого типа предназначены для получения преимуществ за счет иностранных партнеров по СП и создаются обычно на начальном этапе международной экспансии компаний. Данный тип СП не отличается, как правило, устойчивостью и стабильностью. Обычно, компания, окрепнув на мировом рынке, получив от партнеров по СП необходимый ей опыт и ресурсы, начинает выкупать их доли и преобразовывать СП в 100% собственные компании. В рамках данного типа СП идет постоянная конкурентная борьба, которая часто заканчивается не только переходом СП под полный контроль одного из партнеров по СП, но и аквизицией более слабой компании.
СП второго типа организуются в основном в олигополистических отраслях. В некоторых случаях эти СП берут на себя функции организационного центра картелей, обеспечивающих раздел мирового рынка между партнерами по СП [3, c.121].
Международные корпорации используют СП и как инструмент приспособления к изменяющимся условиям бизнеса.
В области информационных и телекоммуникационных технологий за последние годы было создано 2 крупных СП, и оба с участием германского концерна `Сименс`. И это не случайно. Как видно из таблицы 1, информационный и телекоммуникационный бизнес занимает лидирующее положение среди основных направлений бизнеса германского концерна.
Таблица 1.
Доля основных направлений бизнеса концерна `Сименс` в общей структуре компании (в 2003-2004 гг.)
Источник: Annual Report Siemens, 2004.

СП `Фуджицу-Сименс Компьютерс`, созданное в 1999 г. с целью разработки, производства, распределения, маркетинга, продажи, лизинга и обслуживания компьютерных товаров на Европейском рынке.
Образование СП с участием капитала концерна `Сименс` в области информационных технологий было связано с недостаточно высокой его конкурентоспособностью на исследуемом рынке. Именно посредством образования СП `Фуджицу-Сименс` германский концерн повысил конкурентоспособность на мировом рынке информационных технологий. Компания `Фуджицу-Сименс` достаточно успешно развивается, увеличивая свой оборот и прибыль из года в год. Компания смогла этого достичь, используя конкурентные преимущества своих компаний-учредителей (см. таблица 2).
Таблица 2. Виды конкурентных преимуществ, взятых СП `Фуджицу-Сименс Компьютерс` у концерна `Сименс` и корпорации `Фуджицу`.
Составлено автором по данным Annual report Fujitsu Siemens 2000/2001, Annual report Siemens 2000, Annual report Fujitsu 2000/2001.

Возьмем другое СП, о создании которого `Сименс` объявил недавно, - `Нокиа Сименс Нетворкс`. Совместное предприятие (на условиях 50/50) будет сформировано на основе `Нокиа Нетворкс Бизнес Групп` и подразделений `Сименс`, отвечающих за бизнес с операторами фиксированных и мобильных сетей связи. Процесс образования новой компании планируется завершить до 1 января 2007 г. Предполагается, что данная компания будет занимать лидирующие позиции на рынке, поскольку она будет являться одним из трех основных поставщиков телекоммуникационных решений, на долю которых приходится около 50 % всего рынка, будет обладать огромной объединенной и практически не пересекающейся клиентской базой, глобальным присутствием на развитых и развивающихся рынках. Объем годового дохода 15,8 млрд. евро по результатам 2005 г. (предварительные данные, не подтвержденные аудитом) [3]
Некоторые аналитики прогнозировали, что `Сименс АГ` может разделиться на 2 отдельных компании: `Сименс Индастриал` и `Сименс Ком`. Частично отделение отдела `Коммуникации` началось тогда, когда `Сименс` продал свой бизнес по производству мобильных телефонов компании `БенКью` в связи с убыточностью данного направления бизнеса. Следующим шагом явилось создание нового СП с `Нокиа`. В основном это обусловлено желанием сократить расходы на НИОКР.
У нового СП хорошие стартовые позиции для роста: лидер в области сетевой конвергенции, потенциал в области быстро развивающихся операторских услуг, значительное присутствие на стремительно растущих рынках. Компания сможет использовать права на интеллектуальную собственность, патенты материнских компаний на условиях перекрестного лицензирования.
Проведенное исследование дало возможность прийти к некоторым выводам о месте совместных предприятий на рынке ИТ и телекоммуникаций:
1. СП не являются идеальной формой корпоративной организации, но лучшая организационная форма еще неизвестна для случаев, когда две или более компаний соединяют особые сферы знаний, чтобы удешевить новые товар и/или услугу и заниматься дальнейшими разработками.
2. Чаще всего СП создаются на рынке ИТ и телекоммуникаций в связи с тем, что у отдельных компаний нет достаточно средств для инвестирования в НИОКР и разработки новых конкурентоспособных товаров.
3. Германский концерн `Сименс` активно использует СП в своей стратегии, что позволяет ему повышать свою конкурентоспособность.


Литература
1. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С.Королева. М.: Экономистъ. 2003.
2. Экономика знаний /В.В. Глухов, С.Б. Коробко, Т.В. Маринина. - СПб.: Питер, 2003.
3. Воронин М.С. Международные аквизиции и корпоративные финансовые стратегии: Учебное пособие /Под науч. ред. А.И. Евдокимова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
4. www.siemens.com

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия