Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Данилова М. М.
проректор по непрерывному образованию Балтийской академии туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург),
кандидат педагогических наук, доцент


Современная концепция управления развитием профессиональной культуры менеджеров предприятий туриндустрии

Туризм, как мировое экономическое явление, равно как и наука о нем, еще относительно молоды и находятся в процессе своего становления. Российский туризм не является исключением. Исследования показывают - в стране активно растет число и влияние объединений туроператоров и турагентств, что требует повышения эффективности формирования профессиональной культуры менеджеров, работающих на предприятиях туриндустрии.
Изучение профессиональной культуры свидетельствует, что это - сложное явление, представляющее собой характеристику деятельности менеджера как процесса и совокупности производимых им материальных и духовных ценностей, образцов поведения и способов действий в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей. В профессиональной культуре находят отражение: уровень совершенства менеджера как специалиста (осуществление предметной деятельности) и как управленца (умение определять, что сотрудники должны делать, как они должны это делать и как побудить их к действию); культура делового общения; культура организационного поведения, культура внешнего вида и др.
Психологический аспект профессиональной культуры менеджера содержит в себе мотивационно-целевые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и операционально-действенные компоненты. Основными психологическими детерминантами проявления профессиональной культуры менеджера в деятельности и поведении являются: профессиональная направленность (система специфических профессиональных отношений, взглядов, убеждений, идеалов и целей); профессиональная эрудиция (компетентность); воля; современное творческое мышление; профессиональное мастерство и организованность в повседневной деятельности; профессионально направленное общение; стремление к профессиональному самосовершенствованию, совокупность профессионально важных личностных качеств. Таковыми могут считаться ответственность, чувство долга, способность работать целеустремленно, с перспективой и полной отдачей, оптимизм, открытость, дружественность, готовность к совместной работе и др.
Развитие профессиональной культуры связано с процессом изменения составляющих ее структурных компонентов и появлением новых системных свойств, обеспечивающих новое качество и результативность профессиональной деятельности, делового общения и др. При этом уровень развития профессиональной культуры в целом, а также ее отдельных составляющих  мотивационно-целевого, интеллектуально-познавательного, эмоционально-волевого, операционально-действенного  может быть различным.
Факторы, негативно влияющие на развитие профессиональной культуры менеджеров, можно подразделить на ндивидуально-психологические, социально-психологические, организационно-педагогические и организационно-деятельностные. К индивидуально-психологическим факторам относятся: отсутствие, мотивации к профессиональному творчеству и самосовершенствованию; неуверенность в своих силах и способностях; недостаточная профессиональная компетентность; низкая эмоционально-волевая устойчивость; неразвитость творческого мышления; недостаточная выраженность таких личностных качеств, как организованность в повседневной деятельности, ответственность, чувство долга, работоспособность, оптимизм, открытость, дружественность, готовность к совместной работе и др.
Негативными социально-психологическими факторами выступают нездоровые взаимоотношения в трудовом коллективе; негативными организационно-педагогическими  слабое стимулирование развития профессиональной культуры, низкая эффективность профессиональной подготовки и повышения квалификации менеджеров. Недостатки в планировании трудового процесса, несовершенство системы управления профессиональной деятельностью менеджеров, плохое социально-бытовое, финансовое и материально-техническое обеспечение их профессиональной деятельности  проявление несовершенства организационно-деятельностного механизма.
Концепция управления развитием профессиональной культуры менеджеров сферы туризма представляет собой методологические положения о принципах построения целостной системы управления, обеспечивающей ускорение роста профессионального потенциала субъектов управленческой деятельности. Методологический конструкт включает в себя определение сущности управления, субъектов, принципов и функций управления, критериев оценки, целей управления и способов их достижения, этапов развития, подходов к анализу процесса развития профессиональной культуры.
Профессиональная культура менеджеров формируется как в период вузовского обучения, так и непосредственно в период осуществления профессиональной деятельности. Соответственно, к субъектам управления развитием профессиональной культуры следует отнести, во-первых, субъектов, осуществляющих образовательную деятельность в вузах; во-вторых, лиц, взаимодействующих с менеджерами в процессе профессиональной деятельности. В числе первых - руководители вузов, ученые, профессорско-преподавательский персонал, советы вузов и деканаты; в числе вторых - вышестоящие менеджеры, а также лица, привлекаемые для проведения занятий, тренингов и консультаций, наставники-коллеги.
Основными принципами управления развитием профессиональной культуры менеджеров рассматриваемых организаций выступают следующие принципы:
- целенаправленности и непрерывности управления;
- педагогической целесообразности принимаемых решений;
- централизации руководства с предоставлением менеджерам широкой инициативы в осуществлении образовательных и профессиональных действий;
- комплексного подхода;
- содержательности и конкретности планирования деятельности по развитию профессиональной культуры менеджеров;
- всестороннего обеспечения образовательной и профессиональной деятельности преподавателе
- систематичности в осуществлении контрольных функций и др..
Управление развитием профессиональной культуры следует представлять как процесс  в единстве всех его функций, и полное его содержание не может быть сведено к отдельно взятой функции. К функциям управления развитием профессиональной культуры относится прежде всего целеполагание (разработка моделей будущих результатов и в частности, модели эффективного протекания процесса развития культуры менеджеров). Затем осуществляется информационно-аналитическая функция (сбор и анализ информации о сложившейся ситуации и возможностях ее изменения); прогностическая (формирование программ будущих действий и определение вероятности получения искомых результатов); принятия решений (выбор оптимального варианта действий); организационно-методического обеспечения. Последняя функция включает в себя планирование конкретных действий; создание каналов коммуникации, обоснование способов передачи и приема информации; постановку задач; организацию психолого - педагогических воздействий по стимулированию, обучению и воспитанию менеджеров; координацию действий всех лиц, участвующих в данном процессе; научную организацию образовательного и профессионального труда менеджеров; финансовое, социальное и материально-техническое обеспечение их деятельности. Кроме того, можно говорить о коммуникативной функции (общение между участниками управленческого процесса); контрольно-оценочной (осуществление контроля и оценки протекания управленческого процесса) и корректировочной (внесение изменений в принятое решение и план действий).
Цель управления  ускорение темпов развития профессиональной культуры менеджеров как фактора повышения качества и результативности профессиональной деятельности.
Критериями оценки управления развитием профессиональной культуры менеджеров хозяйствующих организаций туриндустрии выступает его результативность и качество управленческой деятельности.
Способами достижения цели являются: формирование и поддержание готовности менеджеров к осуществлению деятельности по повышению своей профессиональной культуры; создание благоприятных условий для роста профессиональной культуры и ее полной реализации в ходе выполнения служебно-должностных обязанностей.
Целью формирования готовности менеджеров к осуществлению деятельности по повышению своей профессиональной культуры является достижение такого функционального состояния их психики, которое характеризуется сформированностью всех компонентов, необходимых для поиска и реализации наиболее эффективных способов решения образовательных задач. Основными путями формирования готовности менеджеров к деятельности по повышению своей профессиональной культуры являются: развитие мотивации к профессиональному самосовершенствованию, побуждающей к поиску и реализации эффективных приемов и методов образовательной и самообразовательной деятельности; повышение уровня профессиональной подготовки; формирование уверенности в своих силах и возможностях.
Постоянная устремленность менеджеров к поиску эффективных способов решения образовательных и самообразовательных задач достигается осуществлением мер, придающих деятельности по повышению своей профессиональной культуры глубокий личностный смысл. Это такие меры, как привлечение менеджеров к разработке моделей эффективного управленца, программ повышения своего профессионального мастерства, методик саморазвития; к обсуждению вопросов, связанных с профессиональной характеристикой преподавателя; определением реальных перспектив в профессиональной деятельности каждого менеджера; предъявление обоснованных постоянных требований; совершенствование методов морального и материального стимулирования и др.
Повышение уровня профессиональной подготовленности менеджеров к успешному решению служебно-должностных задач обеспечивается организацией их обучения в различных формах (учеба на курсах повышения квалификации; участие в работе научных конференций, семинаров; проведением обменов опытом профессиональной деятельности; самообразование и др.); оказанием менеджерам необходимой методической помощи (инструктирование, консультирование, подготовка методических рекомендаций, инструкций и др.).
Уверенность в своих силах и возможностях приобретается благодаря повышению уровня профессиональной подготовленности; оказанию методической помощи, гарантирующей успешное решение менеджером профессиональных задач; созданию доброжелательной атмосферы в коллективе, поощряющей творческую профессиональную деятельность и др.
Создание оптимальных условий для повышения профессиональной культуры предусматривает: совершенствование подбора и расстановки кадров менеджеров; рациональное использование рабочего времени менеджеров; предоставление им времени для самообразования; всестороннее методическое и материально-техническое обеспечение их профессиональной деятельности; формирование и поддержание здорового морально-психологического климата в трудовых коллективах; улучшение условий труда и отдыха менеджеров и др.
Для совершенствования управления процессом развития профессиональной культуры менеджеров сферы туризма необходимы следующие меры: осуществление его критического анализа; выявление недостатков и причин их появления; разработка детальной программы действий по их устранению; реализация данной программы в жизнедеятельности вуза и турорганизации; контроль и оценка полученных результатов; внесение необходимых корректив.
Этапы развития профессиональной культуры менеджеров подразделяются на: предварительный, когда происходит профессиональное самоопределение будущего специалиста, и основной, в котором можно выделить два периода. Содержание первого этапа  формирование готовности к осуществлению профессиональной деятельности в процессе образования в вузе. Второй этап связан с профессиональным самосовершенствованием (деятельность по повышению уровня профессиональной культуры в поствузовский период).
Анализ процесса развития профессиональной культуры менеджеров как объекта управления предполагает определение характерных черт развития профессиональной культуры и выявление имеющих место закономерных зависимостей.
Характерными чертами развития профессиональной культуры менеджеров являются: а) рост результативности профессиональной деятельности; б) увеличение ее творческой составляющей посредством поиска методов и приемов, обеспечивающих максимальную эффективность профессиональной деятельности; в) усиление педагогического начала в профессиональной деятельности, связанного с планомерным повышением профессиональной культуры подчиненных сотрудников; г) рост личностного авторитета менеджера; д) активное использование для профессионального развития источников, находящихся за пределами профессиональной деятельности и др.
В ходе развития профессиональной культуры менеджеров проявляется ряд закономерных зависимостей, а именно: рост профессиональной культуры сопровождается изменением качества и результативности профессиональной деятельности; достижение пика в профессиональной зрелости наступает в результате интенсивного личностного и профессионального развития менеджера; профессиональный рост сопровождается кризисами профессионального развития; профессиональный рост менеджеров непосредственно зависит от уровня и направленности их мотивации, профессиональной подготовленности и научных увлечений, уверенности в своих силах и способностях, отлаженности руководства, создания благоприятных социально-педагогических условий для проявления ими творчества.


Литература:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО `МОДЭК`, 2003.
2. Полдолина М.Л. Как подготовить конкурентоспособного выпускника. - М.: Акад. проф. образования, 2002.
3. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М., 1997.
4. Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: Теория, эмпирика, практика. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001.
5. Шарухин А.П. Психология менеджмента. - СПб., 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия