Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА
Хайтбаев В. А.
доцент военной кафедры Самарского государственного аэрокосмического университета,
кандидат экономических наук


Системная сбалансированность - условие эффективного функционирования ОПК России

Перед оборонным комплексом России стоит задача разработки концепции, которая предполагала бы: принятие адекватных законодательных актов; консолидацию хозяйствующих субъектов, обеспечивающую потоковый процесс в системе ОПК на основе согласования их экономических интересов; развитие коммуникаций на основе долгосрочных договорных отношений; последовательное разграничение функций субъектов в данном комплексе; совершенствование методологии развития потоковых процессов; создание эффективных "материалопроводящих" систем; формирование финансового механизма для окончательного преодоления кризисных явлений в экономике ОПК.
Решение этой задачи требует оценки и преодоления препятствий, затрудняющих, прежде всего, создание эффективных материалопроводящих систем в ОПК. При этом необходимо учитывать, что потоки материалов, финансов и информации зависят от степени заинтересованности хозяйствующих субъектов в потоковом процессе и от комплекса внутренних и внешних факторов, влияющих на разработку решений по ОПК.
Препятствия, затрудняющие развитие ОПК, в схематической форме представлена на рис.1.
Рис. 1. Препятствия эффективному развитию ОПК

Одна из главных причин кризисных явлений в ОПК заключается в отсутствии условий, необходимых для свободного перемещения знаний, технологий, финансов, материалов, энергии, трудовых ресурсов, обмена ресурсами с внешней по отношению к оборонному комплексу средой. Это приводит к энтропийным явлениям и при поддержании системы в работоспособном состоянии неравноценным обменам с этой внешней средой.
В течении последних 15-ти в РФ реализуется ряд федеральных целевых программ конверсии и реформирования оборонного комплекса. Однако до сих пор они не дали сколько-нибудь значимых результатов. Основной причиной неудач стало не только то обстоятельство, что ни одна из них не была профинансирована в полном объеме, но и отсутствие инфраструктуры, стимулирующей перераспределение ресурсов между отраслями. Все это препятствует повышению спроса на гражданскую и военную продукцию ОПК, улучшению финансового положения предприятий комплекса, развитию информационного, финансового, материального, энергетического обмена между субъектами ОПК и другими субъектами рынка, а также в рамках оборонно-промышленного комплекса.
Эффективному потоковому процессу фактически препятствуют две основные группы барьеров: внутренняя и внешняя их группа. К первой относятся инфраструктурные, организационные барьеры и барьеры в дистрибьюции, ко второй - рыночные ограничения, законодательные, финансовые, транспортные барьеры. Анализ по каждой из этих групп позволяет выявить весь комплекс управленческих, организационных, экономических и технико-технологических противоречий в развитии ОПК и ответить на вопрос: "Что должен делать субъект управления в оборонно-промышленном комплексе для разрешения этих противоречий?".
2. Существующие барьеры воспроизводственной цепи ОПК

Управленческие противоречия должны решаться на стратегическом уровне управления - посредством государственного прогнозирования, совершенствования мотивации субъектов и контроля. Организационные противоречия, обусловленные несовершенством организационной структуры субъектов и объектов управления, их инертностью при решении проблем адаптации к изменениям внешней и внутренней среды, требуют совершенствования систем снабжения, сбыта, реализации готовой продукции.
Противоречия в ОПК определяются объемом и направлением инвестиций, размерами кредиторской и дебиторской задолженности, долей налогов в прибыли и особенностями схем финансирования, а технико-технологические - нарушениями в единой технологической цепи, в воспроизводственном цикле.
Для разрешения противоречий необходимы реформы. Но административная реформа до сих пор не способствует улучшению системы управления. Программы реформирования ОПК плохо увязываются с решениями в области фискальной, денежно-кредитной, технологической, товарной, социальной политики, с мерами по совершенствованию отношений между министерствами, заказчиками и исполнителями. Научно-производственные объединения до сих пор не кладут в основу своей деятельности принцип объединения по конечному продукту (горизонтальной интеграции), что негативно влияет на качество продукции ОПК.
Для успеха преобразований в ОПК требуется, вместе с тем, четкое определение методов разработки проектов создаваемых структур. При отсутствии четкой методики интеграция грозит превратиться в бессистемное объединение по принципам, понятным разве что инициаторам таких объединений. Залог успеха - смещение акцента в реформировании с отраслевого на более конструктивный функциональный подход. Отраслевой принцип (и, соответственно, отраслевое управление) - во многом атавизм советских времен, давно не соответствует сегодняшним реалиям. Его использование в ОПК представляется, по меньшей мере, непродуктивным и не способствует решению задач оптимизации потоковых процессов материалопроводящих систем в комплексе.
Задачи оптимизации могут успешно решаться, на наш взгляд, на основе предлагаемой нами концепции "системной сбалансированности и обозримых потоков", предусматривающей обеспечение беспрепятственного потокового процесса на основе системной сбалансированности факторов-направлений в едином информационном пространстве, устранение препятствий (барьеров) на основе сбалансированности базовых факторов-направлений, а также организацию системы мониторинга и диспетчеризации материальных и финансовых потоков в режиме реального времени.
Целью разработки и реализации названной концепции в оборонном комплексе является создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих сбалансированные и контролируемые материальные и сопутствующие потоки и баланс по следующим базовым факторам-направлениям сбалансирования: правовому, бюджетному, институциональному, инфраструктурному, информационно-коммуникативному, инвестиционному, энергетическому, инновационному и по сбалансированности трудовых ресурсов.
При таком подходе критерием оптимизации потоковых процессов выступает состояние баланса, структурно представленного в виде факторов-направлений.
Разработка концепции `обозримости потоков` позволит: оптимизировать планирование распределения ресурсов и готовой продукции между участниками экономической деятельности в ОПК и на стратегическом, и на оперативном уровнях; исключить несовпадение информации о ресурсах в рамках экономической системы и о реальных ресурсах у хозяйствующих субъектов и ресурсах в пути (что часто приводит к неправильному планированию выпуска готовой продукции, запасов, организации перевозок и т.п.); отслеживать потоки во всех фазах воспроизводственного цикла, ресурсы, находящиеся у поставщиков, производителей и сбытовиков.
Реализация концепции, вместе с тем, возможна только при совершенствовании и дальнейшем развитии информационной среды, формировании глобальных автоматизированных систем управления, принимающих информацию от всех потокопроводящих субъектов (в том числе и региональных, отраслевых и функциональных АСУ), обработке информации в реальном времени, комплексном учете препятствий на пути потоков и оценке заинтересованности потребителей.
Особое значение имеет создание:
- информационной инфраструктуры, объединенной в телекоммуникационные сети и служащей основой оказания практически всех информационных услуг);
- информационного производства - отраслей, занятых производством, обработкой, хранением и распространением информации, разработкой и производством соответствующих средств автоматизации;
- информационных технологий информационного производства и взаимодействия хозяйствующих субъектов на новой основе.
Координация деятельности по управлению потоками в информационной среде должна осуществляться на двух уровнях.
К первому относятся уже имеющиеся и специально создаваемые органы управления с функциями стратегического планирования, организации, контроля и координации потоковых процессов в оборонном комплексе.
Главная задача на этом уровне - создание макроусловий, способствующих эффективному функционированию комплекса, совершенствованию функций стратегического планирования, организации, контроля и координации деятельности при управлении потоковыми процессами.
На втором уровне (оперативном) должна быть обеспечена интеграция логистических функций и операций для выполнения заказов в условиях сбалансированности факторов-направлений. Выполнение задач второго уровня должно происходить в так называемых зонах ответственности по каждому договору (заказу), чтобы управление потоковыми процессами было реально объединено, а сам поток сбалансирован и обозрим.
Для реализации концепции необходима комплексная программа логистизации оборонно-промышленного комплекса, построенная с учетом нескольких принципов.
Важнейшим принципом является целеполагание, предусматривающее высокую работоспособность системы в целом.
Следующий принцип - системной оптимизации. Нет смысла стремиться к всестороннему совершенствованию каждого компонента системы. Важно добиться интеграции их функций в рамках системы. (Нет необходимости расходовать деньги и время на улучшение отдельного компонента, если это улучшение не приносит пользы всей системе).
Третий принцип - обеспечение взаимосвязи в системе, способной увеличить эффективность совместной работы, эффект синергии.
Целью программных мероприятий должна быть подготовка предложений по созданию в системе оборонно-промышленного комплекса правовых, инфраструктурных, социальных, экономических и организационных условий и предпосылок, позволяющих устранить (или ограничить) барьеры, мешающие рациональному потоковому процессу.
Для достижения этой цели должны решаться следующие задачи:
- по созданию инфраструктуры ОПК со всеми необходимыми ее элементами, которые обеспечили бы минимальные транспортные и складские затраты;
- по организации эффективного информационного обмена на основе телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, накопление, обработку и передачу информации пользователям;
- по созданию транспортной системы на основе современных мульти- и интермодальных технологий, способствующих оптимальному географическому размещению запасов;
- по обеспечению при минимальном объеме запасов, с которым связаны наименьшие общие издержки;
- по усовершенствованию работы складского хозяйства, грузопереработки и упаковки для обеспечения оптимальных решений по интегрированию вышеперечисленных функций инфраструктуры, информационного обмена, транспортировки и управления запасами;
- по обеспечению внедрения логистических принципов на производственных предприятиях.
Выполнение указанных задач позволит:
1. сохранить уникальный потенциал оборонной промышленности;
2. увеличить размеры высокотехнологичной промышленной базы в гражданском и военном секторах ОПК;
3. содействовать диверсификации направлений деятельности предприятий ОПК;
4. совершенствовать систему финансирования оборонных организаций в рамках общей экономической стратегии;
5. обеспечить потребности ОПК в НИОКР;
6. определить способы оказания помощи персоналу закрываемых производств и местному населению, задействованному них.
Система таких программных мероприятий, по нашему мнению, позволит достичь важнейшей цели реформирования ОПК - существенно повысить эффективность его функционирования.


Литература:
1. Бауэрсокс Дж., Клосс Дж. Логистика интегрированная цепь поставок. М.: Изд-во ЗАО `ОЛИМП-БИЗНЕС`, 2001.
2. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2001.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия