Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Торопыгин А. В.
советник Секретариата Бюро Межпарламентской
Ассамблеи ЕврАзЭС,
кандидат политических наук


ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАБОТЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
(Об обращении Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС по поводу угрозы радиоактивного загрязнения Центральноазиатского региона)
В статье анализируются основные положения и выводы Обращения Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС по поводу угрозы радиоактивного загрязнения центральноазиатского региона Сообщества, прежде всего территории Кыргызской Республики. Приводятся рекомендации Ассамблеи, направленные на предотвращение грозящей региону экологической катастрофы, в том числе о создании специальной межгосударственной комиссии и коллективных действиях по радиационной реабилитации загрязненных районов.

Экологические вопросы формально отнесены к деятельности Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по внешним связям, безопасности и региональному взаимодействию, которая отвечает сейчас за правовое обеспечение интеграционных решений в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Начало реальной деятельности в этом направлении было положено в 2001 году на ноябрьском заседании Бюро Межпарламентской Ассамблеи рассмотрением Обращения Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики "Над Кыргызстаном, над всей Центральной Азией нависла угроза радиоактивного загрязнения". Киргизские депутаты обратили внимание на проблему хранения отходов горно-металлургического и химико-металлургического производств, сохранности так называемых хвостохранилищ.
В период Великой Отечественной войны СССР вынужден был развернуть в этом регионе производство свинца и ртути, других редкоземельных металлов, а затем и урана для военной промышленности. При этом долгое время оставалось секретом, что в Кыргызстане были открыты большие урановые месторождения (Мин-Кушское, Каджи-Сайское, Сумсарско-Шекафтарское), за рекордно короткий срок введенные в эксплуатацию. На их базе возник Кыргызский горнорудный комбинат, который на протяжении 40 лет перерабатывал радиоактивное сырье для нужд обороны и энергетики страны, оставив миллионы кубических метров радиоактивных отходов, законсервированных в хвостохранилищах, ряд из которых имеет мощность излучения до 500 мкР/час. Теперь они разрушаются, неся реальную угрозу радиоактивного загрязнения всему Центральноазиатскому региону.
В мае 2002 года рабочая группа, в состав которой вошли депутаты парламентов и ведущие эксперты Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России, на месте ознакомилась с положением дел на Ак-Тюзском, Каджи-Сайском, Мин-Кушском хвостохранилищах, хвостохранилище Кара-Балтинского горнорудного комбината, Майлуу-Суйском комплексе хвостохранилищ, рассмотрела оперативные данные и выводы о радиоактивном загрязнении районов хвостохранилищ, представленные Министерством экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, и заключение Института физики и механики горных пород ее Национальной академии наук "О состоянии урановых хвостохранилищ в Кыргызской Республике", а также информацию ОБСЕ и Министерства атомной промышленности Российской Федерации по этому вопросу.
Было установлено, что особую угрозу представляет высокая (до 9 баллов) сейсмичность горных районов - месторасположений хвостохранилищ. В случае катастрофических землетрясений в реки может быть сброшено до 50% радиоактивных отходов, которые в короткое время естественным путем могут попасть в речные системы и распространиться по всему региону Центральной Азии. Опасения вызывает также тот факт, что данные объекты могут быть использованы террористическими группировками.
Наиболее опасная ситуация связана с хвостохранилищем промышленных отходов уранового производства бывшего предприятия N 8 Министерства среднего машиностроения СССР, находящимся на расстоянии всего 2 км от озера Иссык-Куль.
На очередном заседании Бюро МПА ЕврАзЭС в Минске, в июне 2002 года с отчетом о работе группы выступил ее руководитель Ю. И. Андреев, председатель Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по внешним связям, безопасности и региональному взаимодействию. Еще раз было подчеркнуто, что рассматриваемая проблема - это проблема всего Евразийского экономического сообщества, да и всего СНГ.
В постановлении Бюро Жогорку Кенешу Кыргызской Республики рекомендовалось подготовить, совместно с соответствующими органами государственной власти государств-членов ЕврАзЭС, предложения по разработке межгосударственной целевой программы первоочередных мер для радиационной реабилитации загрязненных территорий.
По расчетам, проведенным в 1998 году миссией Всемирного Банка, стоимость реабилитационных работ на всех хвостохранилищах может составить 28, 4 млн долл. США, на наиболее опасных хвостохранилищах (по оценке российских специалистов, проведенной в 2002 году) она составляет 8,8 млн долл. Но эти данные не учитывают расходов на медико-реабилитационные мероприятия по оздоровлению населения и на восстановление социально-экономической инфраструктуры населенных пунктов в районах хвостохранилищ.
Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС приняла в этой ситуации следующее обращение.
"Угроза большой беды нависла над всей Центральной Азией. Источник этой опасности - накопленные в течение десятилетий отходы производственной деятельности горнодобывающих предприятий Кыргызской Республики (добыча и производство свинца, цинка, ртути, сурьмы, редкоземельных металлов и особенно урана).
В настоящее время хранилища и отходы урановых руд находятся в аварийном состоянии; многие из них располагаются в оползнеопасных зонах, в руслах и поймах селеопасных рек и ручьев, в непосредственной близости к жилым массивам.
Между тем в результате активизации землетрясений может возникнуть опасность быстрого и широкомасштабного радиоактивного заражения. В случае крупных землетрясений в реки может быть сброшено до 50% радиоактивных отходов, которые в короткое время естественным путем могут распространиться по всему региону Центральной Азии.
Сегодня Кыргызстан не располагает средствами для реконструкции урановых хвостохранилищ и вряд ли даже в перспективе сможет самостоятельно справиться с этой надвигающейся катастрофой.
Хвостохранилища на территории Кыргызской Республики - наследие нашего прошлого и угроза для нашего общего будущего.
Обращение депутатов Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики "Над Кыргызстаном, над всей Центральной Азией нависла угроза радиоактивного загрязнения" - это не только предупреждение о том, что грядущие поколения могут не увидеть жемчужину Центрально-Азиатского региона - озеро Иссык-Куль, это и напоминание о Чернобыльской трагедии, которая настигла Украину, Беларусь и Россию 15 лет назад, и о тех проблемах, которые существуют в других странах Содружества Независимых Государств в связи с хранением и переработкой радиоактивных отходов.
Чтобы предотвратить грозящую катастрофу, необходимы совместные усилия всех государств, входящих в этот регион, помощь и поддержка стран Содружества Независимых Государств, всего мирового сообщества. Ведь, как говорится в обращении парламентариев Кыргызстана, "все мы живем на одной земле, и никто не может быть уверен в том, что радиоактивная пыль одного региона не выпадет на поля другого, пусть даже далекого от него. Мы пьем одну воду. Мы дышим одним воздухом. Так можем ли мы считать себя независимыми и свободными от "чужих" проблем?"
Преодолеть надвигающуюся трагедию можно только совместными усилиями. Нельзя забывать, что любые природные, ресурсные и биосферные системы на нашей планете не только существуют взаимообусловлено, но и жизненно зависят друг от друга. Обеспечение приемлемого уровня экологической безопасности этих систем может быть достигнуто только как коллективное согласованное действие государств, которые осуществляют свой экономический рост благодаря использованию их потенциала.
Протягивая руку Кыргызстану сегодня, мы помогаем миллионам граждан избежать экологической опасности, даем им шанс не опасаться за свое будущее и будущее потомков, мы боремся за будущее своей планеты.
Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества, обеспокоенная сложившейся в Центрально-Азиатском регионе критической ситуацией, связанной с хранением, транспортировкой и переработкой радиоактивных отходов, обращается к главам государств и правительств Евразийского экономического сообщества и Содружества Независимых Государств с просьбой безотлагательно создать межгосударственную комиссию из ученых, специалистов заинтересованных организаций для проведения квалифицированной экспертизы с целью выработки программ предотвращения надвигающихся катастроф и принятия превентивных мер для снижения и ликвидации опасности радиоактивного заражения территории Центральной Азии.
Межпарламентская Ассамблея обращается также к международным парламентским и специализированным организациям, в первую очередь к МАГАТЭ, с просьбой поддержать эти инициативы и принять активное участие в предотвращении экологической катастрофы".
В настоящее время осуществляется разработка межгосударственной целевой программы первоочередных мер по радиационной реабилитации загрязненных территорий, которая должна быть представлена Межгосударственному Совету ЕврАзЭС. Проводится сравнительно-правовой анализ национальных законодательств в области экологии, экологической безопасности, обращения с радиоактивными материалами. На очереди - разработка Основ законодательства "О недрах", "О безопасности", "Земельного законодательства", в которых вопросы экологической безопасности должны занять одно из самых важных мест.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия