Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Мозжерина Т. Г.
аспирант кафедры экономики и управления сельскохозяйственным производством института экономики и финансов Омского государственного аграрного университета

Бюджетная эффективность инвестиционных процессов в АПК Омской области

Государственная поддержка АПК является обязательным условием его устойчивого развития. В основном она заключается в предоставлении денежных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям из бюджетов всех уровней. Осуществляется данный процесс в рамках реализации различного рода национальных проектов и программ поддержки развития АПК. Из федерального бюджета государственная поддержка осуществляется по следующим направлениям:
-государственная поддержка программ и мероприятия по развитию сельскохозяйственного производства, в том числе по отрасли растениеводства и животноводства и прочим расходам в области сельского хозяйства;
-мероприятия по улучшению использования земельных ресурсов;
-федеральная целевая программа `Повышение плодородия почв России`, в том числе: субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации; агрохимическая мелиорация почв;
-федеральная целевая программа `Социальное развитие села до 2010 года`, в том числе: газификация сельских населенных пунктов; водоснабжение сельских населенных пунктов; приобретение (строительство) жилья.
В рамках реализации приоритетного национального проекта `Развитие АПК` в качестве основных направлений выделены: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.
Таблица 1 Финансовое обеспечение направлений реализации приоритетного национального проекта `Развитие АПК` в 2006-2007 гг.

Реализация проекта позволит в первую очередь повысить инвестиционную привлекательность сельского хозяйства. Этот процесс будет осуществляться по средствам привлечения в животноводство бюджетных ассигнований на субсидирование процентных ставок по кредитам (на срок до восьми лет), предназначенным для финансирования строительства животноводческих комплексов и ферм, развития лизинговых схем, утверждения тарифного квотирования импорта мяса и мясопродуктов, модернизации и развития инфраструктуры сети заготовительных, снабженческих, сбытовых организаций и предприятий по первичной переработке агропродукции на основе кооперации и др. Указанные мероприятия должны коснуться всех субъектов РФ, в том числе и тех, где на сегодняшний день уже сложилась благоприятная экономическая конъюнктура.
Омская область является высокоразвитым сельскохозяйственным регионом, обладает крупнейшим на востоке страны агропромышленным комплексом. На территории Омской области различают четыре сельскохозяйственные зоны: степную, южную лесостепную, северную лесостепь и северную. Валовой региональный продукт за последние пять лет вырос до 102929,0 млн. руб., что по сравнению с 2000 г. больше на 36117,5 млн. руб. (рост составил 54%). Производство сельскохозяйственной продукции возросло, но незначительно, лишь на 12% за 2000-2004 гг., составив в 2004 г. 26660,0 млн. руб. Тем не менее, среди областей России и Сибирского федерального округа Омская область занимает одно из ведущих мест по производству сельскохозяйственной продукции
Таблица 2 Основные показатели производства продукции сельского хозяйства в 2000-2004 гг.

Омская область достигла наилучших результатов по всем показателям производства продукции среди 80 регионов Российской Федерации и входит в первую десятку крупнейших производителей зерна, молока и мяса. По данному рейтингу также можно судить о том, что Омская область находится в первой пятерке основных производителей зерна и мяса, молока, яиц, овощей и картофеля в Сибирском округе.
Агропромышленный комплекс занимает одно из ведущих мест в Омской области. В структуре валового регионального продукта в 2004 г. - это 16,6 % при инвестициях в данную отрасль 8,3 %.
По данным таблицы 3 видно, что количество государственных и муниципальных предприятий, обществ с ограниченной ответственностью и колхозов уменьшилось в два раза. Количество ЗАО снизилось на 92,5%. За анализируемый период увеличилась доля СПК, ООО и доля коллективных и индивидуальных садов и огородов. Количество крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций, а также личных подсобных хозяйств практически не изменилось.
Таблица 3 Число хозяйствующих субъектов по организационно-правовым формам, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции в Омской области, ед.

Анализ годовых отчетов Министерства сельского хозяйства Омской области показал, что наибольший удельный вес в общей сумме капитальных вложений приходится на южную лесостепную и степную зону - 55,8 и 44,2% соответственно. Отдельные районы этой зоны (Любинский, Омский, Калачинский), осуществляют долгосрочные и краткосрочные инвестиционные вложения, приобретая ценные бумаги других организаций и предоставляя займы. В итоге южная лесостепная зона имеет в 2004 г. 99,9% и 97,2% в расчете на долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения и 99,2 и 58% в 2005 г. соответственно. Степная зона на протяжении всего анализируемого периода отличалась высоким уровнем целевого финансирования (43,7% в 2004 г., 53,1% в 2005г.). Кроме того, около 99% приходится в этой зоне на краткосрочные вклады в уставные капиталы других организаций. Северные природно-климатические зоны в плане инвестиционной активности находятся в менее выгодном положении по сравнению с южными. Это обусловлено, в том числе и природно-климатическими условиями, влияющими на валовой выход с.-х. продукции, и на финансово-экономические результаты.
В 2004 г. государственную поддержку получили 328 сельскохозяйственных организаций. По количеству предприятий получивших поддержку первое место занимает северная лесостепная зона (102 предприятия), степная зона (84 предприятия), южная лесостепная зона (83 предприятия) и северная зона (59 предприятия). По объемам финансирования первое место занимает степная зона (210,5 млн. руб).
Таблица 4. Число предприятий, получивших государственную поддержку из федерального и регионального бюджета по природно-экономическим зонам Омской области в 2002 - 2004 гг.

В 2004 г. в Тюкалинском и Знаменском районах проведена комплексная реконструкция орошаемых земель на площади 1,1 тыс. гектаров. В Нововаршавском районе инвестировались средства на расширение цеха переработки мяса и колбасных изделий (с 1,5 до 2,5 тонн. в сутки). В колхозе `Россия` Любинского района 3165 тыс. рублей вложено в строительство коровника на 200 голов. В Таврическом районе велось строительство цеха полуфабрикатов. В рамках реализации федеральной целевой программы `Социальное развитие села до 2010 года` - газификация сельских населенных пунктов введены в эксплуатацию внутрипоселковые газопроводы протяженностью 114,7 км.
Активизации инвесторов в Омской области в 2004г способствовала осуществляемая Правительством области политика по поддержке инвестиционных процессов в сельском хозяйстве. На эти цели было привлечено 1,5 млрд. рублей. Из областного бюджета отрасль получила более 800 млн. руб., что на 40% больше, чем в 2003 г. Областной бюджет финансировал АПК в полном объеме и своевременно. Велась работа по привлечению средств федерального бюджета (около 300 млн. руб.) Освоено 1,5 млрд. руб. субсидированных кредитных ресурсов коммерческих банков. В 2006 г. за счет средств областного бюджета (порядка 15 млн. руб.) планируется проведение реконструкции животноводческих комплексов в ряде районов Омской области, в частности Саргатском районе (п. `Юбилейный`).
В 2005 г. общая сумма финансирования из федерального бюджета в Омской области по всем направлениям составила 637326,15 тыс. руб. Наибольший удельный вес составили субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (49%), затем субсидии по федеральным целевым программам `Социальное развитие села до 2010 г.` и `Повышение плодородия почв России` (15,2% и 13% соответственно). Доля субсидий на сельскохозяйственное производство незначительна (как и из областного бюджета), государственная поддержка программ и мероприятий на развитие отраслей животноводства и растениеводства составляет 8,6% и 2,9% соответственно. Поддержка из регионального бюджета так же осуществляется на основании специально разработанной нормативно-правовой базы. Так, администрацией Омской области проводится целенаправленная политика активизации инвестиционных процессов в регионе. С 1 января.2005 г. вступил в силу закон Омской области `О стимулировании инвестиционной деятельности на территории Омской области` N 594 - ОЗ от 20.12.2004г., который направлен на установление режима наибольшего инвестиционного благоприятствования на территории Омской области. Принята также `Концепция развития АПК Омской области на период до 2010 г.`. Важное место отводится социальному партнерству, как необходимому условию развития трудовой активности работников. Законодательным Собранием Омской области уже приняты пять и проходят согласование три областные и ряд отраслевых программ. Все программы принятой концепции предусматривают вовлечь в оборот до 2010 г. более 25 млрд. руб.
Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 07.06.2002г N765-р, была разработана и утверждена `Стратегия экономического развития Сибири`, где указаны экономические факторы, как способствующие развитию, так и сдерживающие эти процессы. В качестве одного из основных направлений решения проблем экономического развития определено повышение инвестиционной привлекательности сибирских регионов.
По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области выплата средств из областного бюджета за 2005 г. по различным мероприятиям, в том числе сектору малого предпринимательства составила 579 618,11 тыс. руб., из них 46 867,57 приходится на поддержку КФХ. Из общей суммы выплат 31,7% приходится на техническое перевооружение, 33,1% - субсидия на реализацию молока, 7,8% - северная поддержка, 1,8% - племенное дело, 0,17% - реализация молодняка, 2,5% - поддержка ТПХ, 1,05% -элитное семеноводство, 1,11% - повышение плодородия почв, 1,9% - протравливание семян, 0,2% - орошение, 4,4% - минеральные удобрения, 4,7% - приобретение средств защиты, 2,0% - внесение органических удобрений, 2,1% - проведение культурно-технических мероприятий, 0,5% - посев трав, 0,4% - производство семян, 1,8% - страхование, 0,5% - поддержка ЛПХ, 2,0% - выплата разницы по краткосрочным процентам, 0,35% - выплата разницы по инвестиционным процентам.
Средства, предоставленные для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам по Омской области за 2005 г. составили 559 638,4 тыс.руб., из них 163 126,61 тыс. руб. (29%) приходится на КФХ. Размер процентной ставки рефинансирования по кредитному договору колеблется в пределах 14-18%, при этом ставка рефинансирования на дату заключения кредитного договора составляла во всех случаях 13%, процент субсидии - 8,67%. Кредитные договора, были заключены с Россельхозбанком, ОмскПромстройбанком, Сберегательным банком России. Необходимо отметить, что в 2004 г. общая сумма краткосрочных кредитов, полученных сельхозтоваропроизводителями по которым производилась выплата субсидий на возмещение процентной ставки, составила 1 164 млн. руб. На субсидирование процентной ставки из федерального бюджета было израсходовано 65 млн. руб.
В настоящее время Правительство Омской области формирует Программу материально-технического обеспечения АПК и развития сферы производственных услуг. Для ее реализации формулируются и законодательно утверждаются гарантии сохранения капитала, налоговые льготы для инвесторов при вложении капитала в развитие регионального сельхозмашиностроения и прогрессивных земледельческих технологий. Источниками финансирования Приграммы являются бюджетные и внебюджетные средства участников. Важным источником инвестиций являются федеральный и региональные лизинговые фонды. Предусматривается ежегодная инвестиционная поддержка предприятий, участвующих в инженерно-техническом обеспечении сельскохозяйственных организаций области.
Таблица 5 Потребность в льготных кредитах на осуществление программы производства сельскохозяйственных машин, орудий и оборудования для АПК на предприятиях г. Омска и области

Анализируя размер государственной помощи, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям Омской области из федерального и регионального бюджета, необходимо сопоставлять его с отчислениями в указанные бюджеты для определения бюджетной эффективности. С позиции государства, оказывающего бюджетную поддержку, она будет выражаться как разница между доходами и расходами соответствующего бюджета.
К расходам следует отнести все виды оказываемой поддержки (финансирование капитальных вложений, технического перевооружения предприятий, компенсацию убытков по чрезвычайным ситуациям, возмещение разницы в процентах по кредитованию и пр.). Основным источником пополнения бюджета, т.е. его доходной части были и остаются налоговые платежи организаций.
Уровень бюджетной эффективности сельскохозяйственных товаропроизводителей по природно-климатическим зонам Омской области представлен в таблице 6 (по данным годовых отчетов предприятий АПК Омской области)
Таблица 6 - Уровень бюджетной эффективности по природно-климатическим зонам Омской области в 2004-2005гг.

По данным таблицы 6 видно, что в целом за два последних года (2004-2005гг) налоговые отчисления, как в федеральный, так и в региональный бюджет превышают размер полученной государственной помощи на 141.312 и 9 664 тыс. руб. соответственно. Зависимость между данными величинами, безусловно, существует. Наиболее дотируемая южная лесостепная зона имеет самые высокие показатели бюджетной эффективности, исключение составляет 2005 г. в части кредиторской задолженности перед региональным бюджетом.
Применительно к оценке финансово-экономической окупаемости инвестиционных проектов в АПК так же обязательным условием является определение их бюджетной эффективности. Это обусловлено тем, что результаты реализации любых инвестиционных проектов естественным образом влияют на расходную и доходную части бюджета. Методика такой оценки проектов существует. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов утверждены в 1999 г. Изложенные в данной методике правила оценки формально похожи на оценку самого финансового эффекта. Используются те же показатели (NPV, IRR, PI, срок окупаемости). Отличием является содержание тех потоков и затрат, которые принимаются в расчет. В любом случае основным показателем оценки бюджетной эффективности проекта является бюджетный эффект, определяемый для каждого периода осуществления проекта в виде разницы доходов и расходов соответствующего бюджета по его реализации.
С точки зрения государства, чем выше бюджетная эффективность, тем выше должна быть доля участия государства в данном инвестиционном проекте. В 2006 г. с использованием российского и зарубежного опыта (Ковалев В.В, Бригхем, Гапенски, Шарп, и т.д.) были разработаны специальные программы, такие как `Инвестиционный анализ`. Эта программа позволяет рассчитать показатели бюджетной эффективности, отражающие последствия осуществления инвестиционного проекта на федеральный, региональный и местный бюджеты.
В качестве одной из методик может быть предложена оценка бюджетной эффективности от инвестиционной деятельности как разница между налогами, перечисляемыми в областной бюджет с учетом и без учета инвестиционной деятельности и суммой процентов, возмещаемых по инвестиционным кредитам в пределах 2/3 ставки рефинансирования. Данная методика может быть опробована на примере крупных перерабатывающих предприятий АПК, которые в последнее время активно занимаются разработкой и реализаций инвестиционных проектов в Омской области, например, ОАО Птицефабрика `Сибирская` и др.
Оценка бюджетной эффективности организациями АПК необходима для подтверждения социально-экономической значимости реализуемых ими инвестиционных проектов.


Литература:
1. Гордеев А. Повышать инвестиционную привлекательность сельского хозяйства //АПК: экономики и управление. - 2006. - N4. - С.2-4.
2. Санду И.С, Ляшенко О.В, Резников Н.А. Управление инвестиционными процессами в региональном АПК. - М.:2005.
3. Стукач В.Ф. Роль, место в экономике региона, институциональная структура, динамика развития АПК //Роль и место агропромышленного комплекса в увеличении валового внутреннего продукта Омской области: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. - Омск, 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия