Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Хамидуллин Ф. Ф.
заведующий кафедрой финансового менеджмента Университета управления «ТИСБИ» (г. Казань),
доктор экономических наук, профессор


Институциональные факторы воспроизводства и реализации собственности субъектов малого предпринимательства

Рыночные отношения вносят значительные изменения в направления реализации собственности. Они связаны, прежде всего с получением конечного результата реализации, отвечающего потребностям каждого экономического субъекта и общества в целом и с развертыванием возможностей всех форм собственности по развитию факторов производства.
Исследование направлений форм реализации собственности в сфере малого бизнеса должно, по нашему мнению, осуществляться в рамках процесса ее воспроизводства в конкретной институциональной среде. Воспроизводство собственности в фазах производства, распределения, обмена, потребления рассматривается как реализация отношений собственности по различным направлениям.
Проблемы реализации и воспроизводства собственности в сфере малого бизнеса в производственной фазе могут быть следующими:
-что и как производить имеющимися средствами производства? Эти проблемы относятся к вопросам использования собственности;
-как получить наибольшую прибыль при минимальных затратах? Эти вопросы касаются краткосрочной максимизации прибыли;
-как, оставаясь в рамках действующего законодательства, обойти или преодолеть всевозможные существующие ограничения и запреты? Эти проблемы тесно связаны с формированием эффективной институциональной среды;
-перед мелким собственником может стоять задача выяснения оптимальных размеров предприятия. Подобные вопросы относятся к долгосрочной максимизации прибыли.
Все эти проблемы взаимосвязаны, хотя решение тех или иных вопросов не приводит к решению всего комплекса существующих проблем. Происходит лишь их воспроизводство на качественно ином уровне.
Реализация и воспроизводство собственности через фазу распределения в сфере малого бизнеса есть не что иное, как отношения по поводу присвоения результатов хозяйственной деятельности субъектов собственности. Основная проблема, возникающая на данной фазе воспроизводственного цикла, связана с трудностями правильного ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях. Сложность и запутанность формулировок, устаревшее и противоречивое толкование различных положений, отсутствие логики различных ограничений, разъяснений и инструкций ГНИ, часто приводят к возникновению спорных и конфликтных ситуаций при начислении тех или иных налогов и определении конечного финансового результата хозяйственной деятельности.
Кроме того, существующий объем налогового законодательства является неимоверно громоздким с одной стороны, и постоянно изменяющимся, с другой. Возникает противоречие между ростом налоговой информации и физическими пределами ее усвоения. Следствием данного противоречия является увеличение издержек на малом предприятии, связанных как с необходимостью создания, содержания и соответствующего оснащения служб и персонала, так и с возникающей задолженностью по уплате различных штрафных санкций. В свою очередь, это ведет к сокращению общей величины собственности.
Практически недоступными для малого бизнеса являются рекламные услуги. Это, прежде всего, связано с тем, что в издержки можно включать определенный процент от объема реализации. С другой стороны, реклама надлежащего качества весьма дорогостоящее мероприятие. Перед мелким собственником встает вопрос о распределении полученного дохода. Либо часть его направить на развитие, либо на рекламу, поскольку объемы реализации в малом бизнесе небольшие и основная часть расходов на рекламные услуги погашается за счет прибыли.
Также существуют проблемы, связанные со страхованием малого бизнеса. Ограниченность средств предпринимателей не позволяет посредством страхования сделок снижать степень риска, что, в конечном счете, может обернуться полной потерей собственности.
Проблема распределения дохода между несколькими собственниками непосредственно связана с разрешением внутренних противоречий в сфере малого бизнеса. Отношение каждого отдельного собственника к общей собственности носит субъективный характер и может не совпадать с общей стратегией наиболее эффективного использования собственности.
Воспроизводство собственности в фазе обмена представляет собой совокупность всех отношений, которые складываются между субъектами производства и распределения по поводу реализации распределенных объектов собственности. Стимулы к совершению отношений обмена основаны на правах собственности, которые могут быть получены путем обмена наличных денежных средств на товары. Приобретение прав собственности через рыночные обмены побуждают совершать покупки и продажу.
В фазе обмена предметов потребления, где встречается огромное число потребителей с массой самых разнообразных товаров, в малом бизнесе наиболее сложная и важная проблема реализации собственности - соответствие платежеспособного спроса населения и объема розничного товарооборота. Любые колебания влияют на уровень доходности малого предпринимательства в сфере обмена. Рост денежных доходов населения способствует развитию производства товаров и услуг, торговли. Падение доходов негативно отражается на деятельности, прежде всего, малых предприятий, непосредственно связанных с конечным потребителем. Кроме того, сложившаяся технологическая зависимость малого предприятия от поставщиков и потребителей приводит к тому, что диспропорции, срыв поставок, любые нарушения сбалансированности в микроэкономике сказываются на многих сферах реализации собственности в фазе обмена.
Несовершенство институциональной среды и нерешенные проблемы реализации собственности, возникающие в фазах производства и распределения, оборачиваются дополнительными противоречиями и сложностями, с которыми сталкиваются экономические субъекты в фазе обмена.
Реализация собственности в фазе потребления является завершающим актом движения производственных отношений. Формы реализации собственности в данной фазе воспроизводства многообразны. Субъекты производительного и личного потребления располагают различными ресурсами, которые они выносят на рынок. Однако, важным фактором, определяющим характер и особенности отношений производительного потребления в сфере малого предпринимательства, является ограниченность ресурсов, формирующая, в свою очередь, функциональные параметры хозяйственной деятельности субъектов собственности.
Как было отмечено выше, малые предприятия постоянно испытывают недостаток средств, которые необходимо направлять на дальнейшее развитие и повышение эффективности своей деятельности. Проблема заключается в том, что финансово-кредитными учреждениями, накопившими значительные объемы финансовых средств, из-за несовершенства института кредитования, малый бизнес не рассматривается в качестве надежной структуры, способной эффективно использовать эти средства.
Реализация индивидуального потребления зависит не только от дохода и цен на товары, но также от индивидуальных потребительских предпочтений. Зная издержки и доходы, потребитель свободно делает выбор таким образом, чтобы извлекать наибольшую возможную выгоду из своей собственности.
За время проводимых реформ стандарт потребления предпринимателей в сфере малого бизнеса претерпел существенные изменения. С одной стороны, они хотели бы сохранить наиболее зримые составляющие статусного потребления в качестве маяков делового благополучия. С другой стороны, состояние институциональной среды сформировало жесткие бюджетные ограничения, с которыми необходимо было считаться.
Таким образом, на индивидуальную реализацию собственности предпринимателя влияют как бюджетные ограничения, вызванные действием ряда институциональных факторов, так и личные потребительские предпочтения субъектов собственности.
Исследование проблем воспроизводства собственности в сфере малого бизнеса показало определенную зависимость форм и направлений ее реализации от степени зрелости институциональной среды. В свою очередь, данная взаимосвязь предполагает возникновение и укрепление новых эффективных институтов, как следствие развития отношений собственности. Воспроизводство собственности на всех стадиях аккумулирует важнейшие изменения в производительных силах общества, охватывает самые существенные экономические связи между людьми, предопределяет формирование и укрепление рыночных отношений.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия