Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Чистов Л. М.
заслуженный деятель науки РФ,
доктор экономических наук,
почетный профессор Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета


Об учебных изданиях почетного профессора ИНЖЕКОНа, заслуженного деятеля науки РФ Г.С. Вечканова

Обеспечение студентов учебниками, учебными пособиями и методическими разработками - одна из важнейших задач преподавателей вуза. Эта задача успешно реализуется многими профессорами и доцентами нашего университета ИНЖЕКОН. В их числе заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, почетный профессор Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета Г.С.Вечканов.
Богатейший педагогический опыт, широкая теоретическая эрудиция, способность адаптироваться к современным реалиям экономического развития позволили ему подготовить и опубликовать глубокие по научно-педагогическому содержанию и оригинальные по форме учебные работы по макроэкономике, микроэкономике, экономической теории, экономической безопасности. Заметим, что серии учебников и учебных пособий проф. Г.С.Вечканова предшествовала серия экономических словарей и энциклопедий (`Толковый словарь бизнесмена`, `Словарь рыночной экономики`, `Энциклопедический словарь по микро- и макроэкономике`), `Современная экономическая энциклопедия` и др. опубликованных в 1992-2002 гг. в издательствах `Типография им. Ив.Федорова`, `Петрополис`, `Лань`. Проф. Г.С.Вечканов - участник издательской программы `300 лучших учебников для высшей школы`, поддержанной Минобразования РФ, и автор `серии учебников и учебных пособий по микро- и макроэкономике`, в 2003 г. награжденных Дипломом XYI Московской международной книжной выставки-ярмарки.
Начало печатным изданиям проф. Г.С.Вечканова положили пособия для подготовки к экзамену: `Макроэкономика`, 265 с. и `Микроэкономика`, 288 с. За 2000-2006 гг. в издательстве `Питер` вышли 7 изданий названных пособий, общим тиражом 100 тыс. экз. В вопросно-ответной форме (по 67 вопросов в каждом пособии) кратко и емко изложено основное содержание программ этих дисциплин. В них широко используются графики и элементарный математический аппарат. Такой способ объяснения экономических явлений и процессов дает возможность обеспечить доходчивость и хорошее усвоение учебного материала.
Изучение экономикса в вузах России начинается с самостоятельного курса `микроэкономика`. Первоначально ее предмет ограничивался отдельными предприятиями, но по мере развития микроанализа сам предмет микроэкономики претерпел определенную модификацию. В частности, сферой микроанализа в настоящее время являются не только отдельные предприятия, домохозяйства, но и отрасли, регионы, крупнейшие корпорации. Анализ показывает, что автор учебного пособия по микроэкономике придерживается ее расширительной трактовки. Микроанализ применяется и в отечественной экономической теории и практике. Их начало относится к 30-м гг. ХХ в. Наглядным примером может служить так называемая задача `фанерного треста` Л.В.Канторовича (1912-1986 гг.), лауреата Нобелевской премии по экономике 1975 г.
В 2003 г вышло в свет учебное пособие Г.С.Вечканова `Микроэкономика` (СПб.: Питер, 2003. - 368 с.) с грифом учебно-методического объединения (УМО) по высшему образованию, вошедшее в серию `300 лучших учебников для высшей школы`. Книга состоит из 15 глав, логически связанных единой теоретико-методологической концепцией. Отметим некоторые из ее достоинств.
Первое. В отличие от других учебных пособий и учебников отечественных авторов по данной тематике, в работе содержится 14-я глава `Рынки с асимметричной информацией`, которая базируется на новейших теоретико-методологических позициях по проблемам рынка развитых стран мира, отвергающих неоклассическую теорию о совершенной конкуренции. Теорию `асимметричной информации` активно и плодотворно разрабатывали лауреаты Нобелевской премии по экономике, ученые США, Англии и Германии. В последние 8 лет три Нобелевские премии присуждены оппонентам законов свободного рынка. Заслуга проф. Г.С. Вечканова состоит в том, что он своевременно среагировал на концепцию неконкурентных рынков, которая приобретает все большую популярность в западной экономической мысли.
Второе. В 1-ой главе содержится 4-ый параграф `Методология экономических исследований`, в которой убедительно аргументируются общие и специфические черты политической экономии и экономикса. Аналогичной трактовки также нет в отечественных курсах микроэкономики.
Третье. В работе сделан акцент на те темы, которые в наибольшей мере определяют основное содержание микроэкономической науки. Каждое новое издание этих учебных пособий подвергалось переработке и дополнялось важными сведениями, что обогащало работы существенными современными социально-экономическими явлениями, процессами, и отражающими их понятиями и категориями. Необходимость в переработке и дополнении учебных пособий обусловливалось и тем, что экономическая теория динамично развивается, а учебники и учебные пособия, естественно, должны отражать ее динамику.
Вторая часть экономикса - `макроэкономика`, как самостоятельная научная дисциплина, изучается в учебных заведениях Российской Федерации свыше десятка лет. За эти годы создано и соответствующее методическое обеспечение. Переведены многие зарубежные учебники, опубликованы учебники и учебные пособия отечественных авторов, которые внесли определенный вклад в развитие экономического образования в России.
Однако зарубежные учебники, как правило, основаны на зарубежной экономике и не отражают специфику российской, особенно современной экономической действительности, а российские - в ряде случаев - не в полной мере соответствуют государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования РФ. Поэтому, несмотря на имеющиеся учебники и учебные пособия, существует потребность в изданиях новых.
Первое издание учебного пособия проф. Г.С. Вечканова `Макроэкономика` (СПб.: Питер, 2002. - 432 с.) выпущено с грифом УМО по образованию в области производственного менеджмента в качестве учебного пособия для специальности `экономика и управление`.
Второе издание `Макроэкономика` (СПб.: Питер, 544 с.), также с грифом УМО, но уже в качестве учебника, опубликовано в 2004 и в 2006 гг. Это издание было существенно дополнено и переработано, что значительно обогатило его научное одержание и методическое обеспечение. В учебнике аргументировано обоснованы взаимосвязи между макроэкономической теорией и хозяйственной практикой на примерах российской жизни.
Учебник состоит из 18 глав, в которых рассматриваются наиболее актуальные традиционные и современные макроэкономические концепции. Он предназначен для студентов экономических вузов и факультетов, аспирантов, практических работников предприятий и фирм. Каждую главу книги завершают содержательные практикумы, включающие упражнения, тесты, задачи, приближенные к российской действительности. Книга обладает четкой структурой. Каждая глава и каждый параграф нацелены на описание сути конкретной научной темы, на раскрытие макроэкономической ситуации, находятся в тесной логической взаимосвязи и последовательности. Учебник имеет положительные особенности, отличающие его от уже изданных в России учебников и учебных пособий, что придает ему особую роль и значение.
Во-первых, учтена специфика современной экономической жизни России, которая содержится в 12-й главе (`Социальная политика государства`), в 16-й главе (`Платежный баланс`) и других главах. Глава 18 - `Формирование большой открытой экономики в России` - придает учебнику отчетливую новизну, поскольку ни в одном отечественном учебнике и учебном пособии аналогичной главы нет.
Во-вторых, учебник содержит краткие биографические сведения об известных экономистах мира, в том числе Нобелевских лауреатах по экономике, внесших значительный вклад в развитие макроэкономической науки. Эта часть повышает научную и воспитательную ценность учебника.
В-третьих, анализ различных теоретических концепций дополняется богатым методическим обеспечением, позволяющим полнее осмыслить научные теории, экономические категории, использовать экономические знания на практике.
В-четвертых, большое внимание уделено характеристике классической, неоклассической, кейнсианской, монетаристской и других направлений мировой экономической мысли, анализ которых дополняется объективными критическими комментариями.
Учебник широко используется в преподавании курсов `Макроэкономика`, `Общая экономическая теория`, `Экономическая теория` не только в вузах России, но и в вузах стран ближнего зарубежья (Белоруссии, Казахстане, Молдавии, Украины и др.).
В 2005 г. вышло в свет учебное пособие Г.С.Вечканова `Экономическая теория` - СПб.: Вектор, 2005. - 250 с. Работа предназначена для студентов первого курса экономических вузов и факультетов. В соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования РФ, учебное пособие включает в себя вопросы по истории экономической мысли, политэкономии, микроэкономике, мезоэкономике, макроэкономике, мегаэкономике.
Учебное пособие состоит из трех частей: общая экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика (в каждой по 25 вопросов). Особенность работы - несколько расширенный в отличие от существующих в России вариант общеэкономической составляющей, что, на наш взгляд, отражает переходное состояние российской экономики. В книге даны краткие ответы на конкретные программные вопросы этой дисциплины. Трудность в подготовке предлагаемого пособия заключается в специфике программы своеобразной интегрированной учебной дисциплины. Дело в том, что в официальной учебной программе фактически представлены несколько дисциплин, в первую очередь, политэкономия и экономикс, которые, не тождественны, по существу, и поэтому должны изучаться отдельно друг от друга, как это практикуется не только в ведущих университетах США, но и в нашей стране. Так, в Санкт-Петербургском госуниверситете в качестве самостоятельной дисциплины преподаются политическая экономия, микроэкономика, макроэкономика, история экономических учений.
В этом учебном пособии, как и в других работах проф. Вечканова Г.С., даются в доступной форме краткие ответы теоретического характера, подкрепленные многочисленными графиками и формулами.
В 2005 г. в издательстве `Вектор` опубликовано учебное пособие `Экономическая безопасность` - СПб.: 2005. - 256 с. Работа содержит ответы на 55 вопросов, охватывающих основное содержание вузовской программы по данной весьма актуальной и перспективной дисциплине. Предлагаемая читателю работа по характеру методического исполнения является первой в нашей стране по курсу экономической безопасности. В ее сферу входят многосложные взаимосвязи и взаимозависимости в реальном секторе экономики, финансовой, налоговой, кредитной, информационной системах, в инвестиционных, инновационных и инфляционных процессах. В пособии рассмотрены проблемы демографии, экологии, здоровья населения, социальной политики в органической взаимосвязи с экономической и социальной безопасностью человека, общества и государства. Здесь проанализированны вопросы теневой экономики, наукоемкого производства, утечки умов и национального капитала за границу, и их влияние на социально-экономическую безопасность России. Особое внимание уделено анализу диалектических взаимосвязей между уровнем, качеством жизни населения, развитием человека, с одной стороны, и экономической безопасностью, - с другой. В работе выявлены основные внутренние и внешние угрозы и пороговые значения экономической безопасности на разных уровнях: страны, региона, предприятия, общества, человека. Ряд вопросов посвящен внешнеэкономическим проблемам экономической безопасности России (внешний государственный долг, платежный баланс, валютный курс, глобализация и др.).
Ответы на вопросы изложены кратко и доходчиво, в некоторой степени популярно, но при сохранении высокого теоретического уровня.
Все опубликованные работы проф. Г.С.Вечканова пользуются большой популярностью у читателей, прежде всего у аспирантов и студентов. Подтверждением этому является то, что, например, `Макроэкономика. Завтра экзамен` и `Микроэкономика. Завтра экзамен` выходят по два выпуска в год. Заказы на учебники и учебные пособия Г.С.Вечканова поступают не только в различных регионов России, но и из государств ближнего зарубежья (Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Украины и др. стран).
Пожелаем Григорию Сергеевичу Вечканову - автору многочисленных учебных изданий - дальнейших успехов в творческой, научно-педагогической деятельности.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия