Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Николаенко А. В.
начальник отдела по работе с иностранными студентами Центра международных программ Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

К вопросу об особенностях развития интеграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона

О. Арин в работе `АТР: мифы, иллюзии и реальность` отмечает разные подходы к самому определению границ этого региона учеными разных стран: США, Канады, Австралии и Океании, Японии, Китая, Южной Кореи, Западной Европы, России. [1] И вопрос, действительно, не простой. В книге `Современные международные отношения` А.Д. Богатуров также приводит несколько подходов к определению географических границ региона. `Согласно первому к АТР относят гигантский район, ограничиваемый западным побережьем обеих Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии. При такой интерпретации в АТР включают и страны Южной Азии. Второй вариант предполагает включение в АТР стран Тихоокеанской Азии, США, Канады и зоны Австралии и Новой Зеландии. Государства Южной Азии в этом случае также попадают в перечень стран АТР, но из него исключаются латиноамериканские государства. Третий вариант предполагает фокус на азиатских составляющих АТР от Берингова пролива до Бирмы. Материалы, связанные с политикой внерегиональных держав - США, Австралии, Индии, Канады и стран Европейского союза, привлекаются для анализа постольку, поскольку это необходимо для понимания региональных событий`. [2]
С нашей точки зрения, для анализа интеграционных процессов в данном регионе необходимо рассматривать отношения государств и Северной Америки, и Латинской Америки, и Тихоокеанской Азии, и Австралии, Новую Зеландию [3] и исключать район Южной Азии, в который входят Бангладеш, Индия, Бутан, Непал, Пакистан. Здесь существуют свои группировки, в которые входят страны Южной Азии, а иногда и некоторые страны АСЕАН, Австралия, Новая Зеландия, государства Океании, реже США. Единственная структура, объединяющая все государства АТР - это Экономическая и социальная комиссия стран Азиатско-Тихоокеанского региона при ООН.
Первые шаги по организации межгосударственного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе были предприняты еще во второй половине 40-х годов ХХ века. Понимание роли регионального сотрудничества росло по мере развития стран АТР и нашло отражение в создании Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и субрегиональных интеграционных группировок - таких как АСЕАН [4]
Разразившийся в 1997-1998 годах азиатский финансовый кризис, однако, заставил многие государства пересмотреть свои позиции на проблему международного сотрудничества. Появились и новые концепции азиатского регионализма.
В целом процесс развития сотрудничества прошел через несколько этапов: 50- е годы - 1967 г.; 1967 г. - 1989 г.; 1989 г. - настоящее время.
Первый характеризовался особой ролью Японии, второй созданием ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), фактически и положившим начало экономической субрегиональной интеграции в АТР. В 1967 году был создан и Тихоокеанский экономический совет, который объединил уже не только азиатские страны., в 1971 г. - Южно-тихоокеанский форум, в 1980 г. - Совет Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Но к концу 80-х годов стала очевидной необходимость в новой структуре, которая объединяла бы страны на правительственном уровне. В результате 1989 г. по инициативе Австралии был образован АТЭС - Форум `Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество`, который вывел экономическую интеграцию в регионе, действительно, на новый уровень.
Создание АТЭС, предусматривающего организацию экономического пространства со свободным движением товаров и капиталов, фактически сделало возможным формирование механизма выработки региональных правил ведения торговли и инвестиционной деятельности. Ежегодно в рамках этой структуры проходят встречи на высшем уровне, что свидетельствует о значении АТЭС для создания системы сотрудничества, а не конфронтации, к которой в связи с этим активно присоединяется и Россия.
В годы холодной войны стабилизирующую роль в регионе играл японо-американский союз, созданный в 1951 году, которому противостоял СССР с восточными союзниками. С 1952 года вступил в силу Пакт АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США), подписанный в 1951 году в Сан-Франциско. Предполагалось, что он будет первым шагом в организации комплексной системы безопасности в Тихом океане в рамках оборонной системы Запада. Этот замысел был в дальнейшем подкреплен созданием Юго-Восточного Азиатского договора (SEATO), подписанного в Маниле в 1954 году, который также ставил задачу защитить страны, относящиеся к региону, но не входящие в договор`. [5] В 1971 г. был заключен Договор пяти держав об обороне с участием Австралии, Малайзии, Сингапура, Великобритании и Новой Зеландии, обязывающий Австралию, Новую Зеландию и Великобританию помогать Малайзии или Сингапуру в случае нападения на них. [6]
В 90 - е годы ХХ века ситуация изменилась [7]
Особой вехой можно считать создание в 1993 году регионального форума по проблемам безопасности (АРФ). Первое его заседание прошло в 1994 году с участием министров иностранных дел Австралии, Канады, стран Европейского Союза, Японией, Республикой Кореи, Новой Зеландии и США. Участвовали на нем также Китай, Лаос, Папуа -Новая Гвинея, Россия, Вьетнам. Были обсуждены проблемы сохранения мира в регионе и решено, что встречи в рамках этого регионального форума будут проводиться ежегодно с участием представителей АСЕАН. В последние годы взаимодействие между государствами АТР расширилось и развивается и как сотрудничество представителей бизнеса стран региона. Расширился формат диалога и по вопросам безопасности.
Конечно, до такой интеграции, какая существует в ЕС, Азиатско-тихоокеанскому региону еще далеко, в том числе из-за слишком значительного многообразия культурных, этнических, религиозных различий между странами и народами, не говоря уже о неравномерности социально-экономического развития отдельных стран.
Как уже было сказано, интеграционные процессы в АТР характеризуются тем, что и экономическая, и военная интеграция происходят на региональном и субрегиональном уровне.
Подводя итог, можно сказать, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе международные организации действуют на трех уровнях:
Первый уровень - деятельность в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - организации, объединяющей 21 государство и организующей взаимодействие на правительственном уровне в экономической, политической и других сферах.
Второй уровень - взаимодействие в рамках Тихоокеанского экономического совета и Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества. Эти структуры ограничивают свою сферу интересов прежде всего проблемами торговли и инвестиций, организуя диалог представителей бизнеса ряда стран.
Третий уровень - взаимодействие в рамках АСЕАН, Восточно-Азиатского экономического совета для решения более узких задач в сфере экономики, прежде всего, по созданию зон свободной торговли.
Три уровня взаимодействия имеют место и в сфере обеспечения безопасности: в масштабе всего региона - региональный форум АСЕАН, создающий механизм, исключающий гегемона, который бы диктовал свои условия; субрегиональный уровень - договор пяти держав об обороне, Совет по сотрудничеству и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе; двусторонние соглашения о сотрудничестве в области безопасности (например, сотрудничество Канберры и Веллингтона - АНЗАК и японо-американский союз).
На первом месте, однако, стоят вопросы экономических взаимоотношений. В военной области сотрудничество на региональном уровне стало складываться лишь в 90-е годы.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия