Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Безгодов А. В.
научный руководитель Научного центра `Планетарный проект`,
доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН

Смирнов В. Т.
заведующий кафедрой экономической теории и управления персоналом Орловского государственного технического университета,
доктор экономических наук, профессор


Планетарная рента: источники, оценка, механизмы присвоения

В экономической науке и хозяйственной практике основное внимание обычно уделяется производственным факторам экономического развития и конечным результатам хозяйственной деятельности. Капитал и прибыль, труд и заработная плата всесторонне рассматриваются в трудах экономистов в качественном и количественном аспектах, в статике и динамике. При этом роли невоспроизводимых факторов экономического развития в экономической теории уделяется значительно меньше внимания. Оживленная дискуссия о природной ренте, имевшая место в России перед выборами в Государственную Думу, после окончания выборов практически сразу сошла `на нет`. Между тем природный капитал России, по оценкам Всемирного банка, составляет более 40% национального богатства страны. В государствах так называемого `третьего мира` также велика доля природных богатств в жизнеобеспечении населения. Но неэквивалентный обмен и диспаритет цен на сырьевые и энергетические ресурсы не создают необходимых механизмов для признания, оценки, возмещения и справедливого распределения рентных доходов, получаемых от использования этих ресурсов.
Планетарная рента - категория глобальной экономики
В эпоху господства аграрной экономики возникла и развивалась теория земельной ренты. А. Смит рассматривал земельную ренту как плату арендатора землевладельцу за пользование землей. [2, С. 205-236]. Д. Рикардо проанализировал разные виды дифференциальной ренты и ввел понятие горной ренты. [2, С. 448-450]. Расширение перечня присваиваемых объектов природной среды привело к формированию понятия природной ренты.
Разнообразие природных ресурсов и способов их хозяйственной эксплуатации порождает широкую совокупность видов природной ренты. Востребованность энергетических ресурсов формирует потоки нефтяной и газовой ренты, которые в целом можно объединить под названием энергетической ренты. Освоение ресурсов Мирового океана позволяет оценивать ренту от добычи рыбных и других биологических ресурсов океана (биоренту), а также ренту от использования выгодных морских транспортных маршрутов. Развитие туризма создает условия для возникновения рекреационной ренты в местах массового туризма и отдыха.
Освоение атмосферы планеты через быстрое развитие авиаперевозок пассажиров и грузов, формирование национальных и глобальных сетей радиосвязи, телефонной связи, Интернета позволяет говорить о появлении инфраструктурной ренты, возникающей при эксплуатации околоземного пространства. Потребление кислорода и водорода из воздуха, загрязнение атмосферы промышленностью и автотранспортом актуализирует вопросы выявления и фиксации так называемой `кислородной ренты`, что отражено в документах Киотского протокола.
Развитие космической связи, космической энергетики становится элементом обычной хозяйственной практики. При этом часто незамеченным остается факт формирования совершенно новой совокупности условий, не позволяющих говорить о ренте в привычном смысле. В космосе бессмысленно говорить о национальной государственной собственности и национальных механизмах присвоения ренты. Потоки солнечной энергии и света, силы магнитного поля Земного шара, гравитационные силы Земли принадлежат всему человечеству. Космические ресурсы воистину есть всеземное, общечеловеческое благо.
Эффекты использования планетарных благ принадлежат всему мировому сообществу, а процесс их использования должен сопровождаться адекватным механизмом присвоения и распределения доходов, в том числе природной ренты.
Земельная и горная рента образуются и присваиваются, как правило, в рамках национальных хозяйств. Так, страны ОПЕК, Россия, Норвегия, Венесуэла и другие нефтедобывающие страны присваивают нефтяные и газовые рентные доходы, разделяя их с транснациональными компаниями. Страны, не имеющие углеводородных энергетических ресурсов, вынуждены платить эту ренту добывающим странам. Таков же механизм присвоения горной ренты от эксплуатации месторождений других полезных ископаемых: алмазов, золота, металлических руд, редкоземельных элементов и других ресурсов. В то же время недра Земли только исторически стали принадлежностью обособленных национальных государств. Ядро Земли, континентальные платформы земной суши, просторы Мирового океана невозможно признать национальной собственностью. Это также объекты планетарной собственности всего человечества.
Однако международное сообщество пока не получает своей доли ренты от использования планетарных ресурсов, хотя ее получатель и мог бы быть персонифицирован в лице ООН.
Планетарная собственность: спецификация прав
Расширение сферы хозяйственной деятельности человека, включая выход в космос, пользование благами атмосферы и биосферы, освоение Мирового океана и недр Земли позволяет выдвигать утверждение о том, что в современной экономике формируется особая новая форма собственности - планетарная собственность. Объекты планетарной собственности принадлежат всему человечеству. Регулирование их хозяйственного использования должно осуществляться международными, наднациональными институтами, в том числе ООН, включенными в ее структуру организациями, а также глобальными и континентальными объединениями стран.
Разработка и первые годы реализации стратегии устойчивого развития с необходимостью подвели мировую общественность к признанию, законодательному закреплению и институциональному оформлению планетарной собственности.
По нашему убеждению, именно планетарная собственность на общечеловеческие ресурсы становится экономической основой современной цивилизации, источником ресурсов и доходов, необходимых для финансирования международной деятельности в области решения глобальных проблем.
В настоящее время права на основную часть природных ресурсов планеты закреплены в пределах национально-государственных систем собственности и регулируются институтами каждой страны, ее законодательством и хозяйственными традициями. Между тем, сегодня возникает множество проблем, требующих согласования национальных и планетарных интересов, действий, программ и проектов.
Необходимость формирования механизма реализации планетарной собственности обостряется в связи с проблемой кризиса в природно-ресурсной сфере. Особенно это касается использования природных ресурсов. В экономической теории принято делить их на присваиваемые и неприсваиваемые. Такая классификация напрямую ведет к проблематике отношений собственности, поскольку в соответствии с их кратким определением они и являются отношениями присвоения в определенной социальной форме.
У П. Самуэльсона и В. Нордхауса мы находим следующий подход к определению формы использования природных ресурсов: `С экономической точки зрения существует фундаментальное различие между присваиваемыми и неприсваиваемыми ресурсами. Природные ресурсы являются присваиваемыми, когда фирмы или потребители могут присвоить всю выгоду от их использования; примерами являются виноградники или нефтяные месторождения. Природные ресурсы называются неприсваиваемыми, когда связанные с ними издержки или выгоды не достаются владельцам полностью; другими словами, по причине использования этих ресурсов возникают внешние эффекты. Примерами могут служить качество воздуха и климат, которые связаны с внешними эффектами, порождаемыми такими видами деятельности, как сжигание органического топлива` [3, С. 297]
В этом вопросе обнаруживается коренное противоречие современного хозяйства, а именно, несовместимость интересов общества, имеющего право на чистую окружающую среду, и предпринимателей, которые объективно, следуя основному своему интересу и реализуя принадлежащее им право природопользования, наносят ущерб окружающей среде. Здесь мы в очередной раз наталкиваемся на проблему `ничейной собственности`.
Очевидно, что люди в своей хозяйственной деятельности проявляют принципиально разное отношение к ресурсам, находящимся в чьей-либо собственности и к ресурсам, не имеющим определенного хозяина. Такая ситуация и понятна, и парадоксальна одновременно. С точки зрения формальной логики, если какой-то объект вовлекается в производственный процесс, то по его поводу возникают отношения присвоения а, следовательно, и отношения собственности. Собственник есть всегда, но уловить это отношение не всегда удается, а точнее, не всегда возможно правильно определить собственника. Но даже определив собственника, мы не получим гарантии того, что знаем четко обозначенный механизм реализации этого права.
Возникает вопрос, почему природные ресурсы делятся на присваиваемые и неприсваиваемые. С точки зрения общества, если не ограничиваться только экономическими соображениями, все они одинаково необходимы для существования человечества. Достаточно странно прозвучит вопрос, что для нас важнее - воздух или земля. Но ответ будет достаточно очевидным, если с этим вопросом обратиться к сориентированному на прибыль предпринимателю.
В связи с углублением процессов экономической интеграции возник и быстро развивается сектор межгосударственной собственности, ярким примером которой может служить международная космическая станция (МКС). Вращаясь вокруг Земли, МКС наглядно демонстрирует преимущества и возможности межгосударственного сотрудничества в решении сложнейших проблем науки и экономики. Космос стал ареной осуществления крупных межгосударственных проектов и программ, хотя проявляются и рецидивы формального отчуждения космических объектов, например, в практике продажи в частную собственность участков на Луне и Марсе.
Межгосударственная собственность все активнее используется для решения планетарных экологических проблем, в исследованиях мирового океана, земного климата, геофизики Земной коры, при поиске объяснений планетных катастроф, таких как землетрясения, извержения вулканов, наводнения, ураганы и др. Возможности межгосударственной собственности могут использоваться и для решения социальных проблем, вопросов развития человеческого потенциала, занятости, преодоления бедности и нищеты, на что направлены усилия многих комитетов и комиссий ООН, региональных межгосударственных союзов.
Логика развития межгосударственных форм собственности подводит к осознанию назревшей необходимости формирования и распространения ее высшей формы - планетарной общественной собственности на объекты совместного пользования. К подобным объектам относятся блага космоса, атмосферы Земли, мирового океана, фундаментальной мировой науки. Эта идея требует специального исследования и разработки. Но именно планетарная общественная собственность может выступать объективной основой механизма реализации стратегии устойчивого развития человечества, стран и регионов. ООН получает в свои руки от государств-членов не только финансовые ресурсы, которых всегда недостаточно, но также формирует и собственную экономическую базу для решения планетарных проблем.
Методологически распределение и спецификацию прав планетарной собственности можно представить в следующей форме (Табл. 1). Реализация основных пучков прав собственности исходно принадлежит всему человечеству. Выражение и защиту планетарных интересов может осуществлять Мировой парламент, как законодательный орган. Распорядительные функции возможно возложить на ООН и создаваемые ею наднациональные комитеты и комиссии. Глобальную хозяйственную деятельность ведут транснациональные компании, уже контролирующие до половины мировых капиталов и до 60% мировых товарных потоков и доходов.
Для разрешения межнациональных хозяйственных споров необходимо создание планетарной судебной системы, подсистемы которой уже созданы в виде Совета безопасности ООН и Гаагского Трибунала.
Таблица 1. Распределение (спецификация) прав планетарной собственности

Высокий потенциал планетарной общественной собственности обусловлен несколькими причинами. Прежде всего, на глобальном уровне в рамках планетарной собственности решаются стратегические вопросы выживания и развития человеческой цивилизации, в результате чего возникают серьезные и порой необратимые изменения в производительных силах и экономических отношениях, судьбоносные для народов, континентов и человечества в целом.
Изменения в экономической структуре общества, возникновение новых международных и планетарных укладов со все возрастающей степенью самостоятельности и обособленности повышают роль международных организаций и институтов. Но самое главное состоит в том, что меняться должны функции международных центров и методы, с помощью которых они оказывают влияние на страны и сообщества. В решении проблемы пресечения антицивилизационных форм экономического поведения особое значение приобретает создание системы законодательства, защищающего интересы человечества в целом, прежде всего, экономические, экологические и социальные.
В планетарной собственности на природные ресурсы однозначно проявляется общественная форма присвоения естественных условий жизнедеятельности человечества. Наглядным и типичным примером этого служит присвоение благ земной атмосферы. Каждый человек из 6,5 млрд. земного населения ежеминутно потребляет кислород из воздуха. Потребность в кислороде абсолютна и незаменима. Восстановление кислородного баланса планеты осуществляется естественным способом: только в России леса ежегодно воспроизводят до 4 млрд. тонн кислорода, потребляя 5,5 млрд. тонн углекислого газа.
Но если право пользования атмосферным воздухом является естественным и всеобщим, то право владения им отсутствует. Невозможно признать физическую принадлежность атмосферы частным лицам, фирмам или государствам. Ветры, ураганы и смерчи перемешивают воздушные массы и переносят их по всему Земному шару. Циркуляция воздушных масс делает бессмысленным признание права владения ими за каким-либо субъектом.
Сложнее обстоит дело с правом распоряжения. Каждый автомобилист за год сжигает количество кислорода, которого хватило бы на сто человек. Год эксплуатации авиалайнера эквивалентен потреблению кислорода десятью тысячами человек. Тепловые станции и электростанции, промышленные предприятия потребляют огромные массы воздуха, одновременно загрязняя атмосферу вредными выбросами. Существует явная необходимость регулирования отношений распоряжения благами атмосферы. Институциональные нормы ограничений на загрязнение атмосферного воздуха, воды, земли существуют во многих странах. Но именно распоряжение атмосферой и мировым океаном требует выработки признанных в международном праве норм и формирования адекватных наднациональных институтов.
В качестве первой содержательной попытки регулирования процессов пользования атмосферой Земли можно признать принятие и ратификацию Киотского протокола. Россия в 2005 г. также ратифицировала этот документ, хотя споры о его выгодах и рисках продолжаются до сих пор. Фактически споры ведутся как раз о практике осуществления распорядительных функций. Непосредственной причиной, подтолкнувшей мировое сообщество к заключению Киотского протокола, послужил вывод о потеплении климата и возможных угрожающих последствиях этого явления.
В научном сообществе существуют разные точки зрения относительно причин потепления и даже самого факта его существования. Однако подавляющее большинство экспертов солидарны в том, что потепление существует, а причиной его являются неконтролируемые выбросы в атмосферу продуктов переработки углеводородного топлива и парниковых газов, таких как двуокись углерода, метан, закись азота, тропосферный озон.
На международной мадридской конференции 1995 года Организация Объединенных Наций официально признала достоверным фактом глобальное потепление климата Земли во второй половине XX века. В результате последовало подписание в 1997 году большинством стран мира Киотского протокола, закрепившего необходимость жесткого контроля над промышленными выбросами в атмосферу, а также активного развития альтернативных энергетических технологий, которые не оказывают или оказывают минимальное влияние на окружающую природную среду.
В соответствии со статьей 6 данного протокола `для целей выполнения своих обязательств по статье 3 любая Сторона, включенная в приложение I, может передавать любой другой такой Стороне или приобретать у нее единицы сокращения выбросов, полученные в результате проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов из источников или на увеличение абсорбции поглотителями парниковых газов в любом секторе экономики`.
До практической реализации идеи продажи прав на загрязнение пока дело не дошло, но, судя по всему, она вполне жизнеспособна. Уже сегодня многие страны мира проявляют взаимный интерес к сотрудничеству в этой области и целенаправленно работают над механизмом реализации Киотских соглашений. Россия потенциально выглядит одним из главных продавцов `чистого воздуха`.
Международные договоры - это первый шаг в формировании комплексного механизма реализации планетарной собственности. Они постепенно формируют ту институциональную `инфраструктуру`, которая становится основой для создания частных элементов будущей единой системы присвоения всеземных благ.
Рассмотрение десятилетней практики обсуждения, согласования и ратификации Киотского протокола показывает чрезвычайную сложность этих процессов. Если и по другим планетарным ресурсам время согласования национальных и планетарных интересов будет столь же длительным, а сам процесс столь же противоречивым, то вполне вероятным становится скорое наступление планетарных катастроф и исчерпания ограниченных энергетических и материальных ресурсов. Для преодоления этого противоречия, в целях опережения разумных решений над разрушительными тенденциями, необходимо ускорить разработку и принятие международного законодательства и всей системы планетарных и континентальных институтов, регулирующих процессы присвоения планетарных ресурсов. Нужны прорывы в область наднационального права, к формированию континентальных и планетарных институтов, определению меры национального суверенитета и общечеловеческих обязательств перед природой и будущими поколениями.
Предстоит решить вопросы ограничения национального гражданского права, его согласования с международным правом, устранения несоответствий и противоречивых толкований. Во всей этой работе большую роль будут играть международные гражданские организации типа движения `зеленых`, союзов политических партий, международных профсоюзов и союзов предпринимателей, международных научных организаций и творческих союзов.

Источники и оценка планетарной ренты
Конкретной формой реализации прав планетарной собственности является планетарная рента. Планетарная рента понимается как особый вид дохода от хозяйственного использования планетарных ресурсов.
Абсолютную планетарную ренту присваивает все международное сообщество, при этом она выступает в форме платы за использование объектов исключительной планетарной собственности. Таковы, по нашей оценке, кислородная рента, плата за избыточное загрязнение атмосферы и Мирового океана, инфраструктурная рента с доходов авиационного и морского транспорта в международном пространстве.
Монопольную планетарную ренту присваивают собственники ограниченных планетарных ресурсов. Нефть, газ, каменный уголь, алмазы, платина, золото, полиметаллические руды, редкие и ценные виды деревьев и растительного мира ограничены по территориям и запасам. В рыночных условиях при превышении спроса над предложением избыток цены образует монопольную ренту. Большую ее часть присваивают хозяйствующие субъекты и национальные государства. Но на определенную часть монопольной ренты вправе претендовать мировое сообщество, например, в форме отчислений в бюджет ООН или целевые международные фонды.
Дифференциальная планетарная рента I рода (по местоположению) образуется в международно признанном пространстве атмосферы и Мирового океана, на которое не распространяется национально-государственная юрисдикция. Например, такую ренту дает добыча нефти и газа со дна Мирового океана в международных водах по лицензии ООН. Выгодные транспортные маршруты морских и авиационных перевозок также являются источником дополнительных доходов и планетарной ренты.
Дифференциальная планетарная рента II рода образуется в результате осуществления крупных международных и континентальных инвестиционных проектов и программ. Так, Европейский Союз получает часть доходов от эксплуатации общеевропейской транспортной системы, энергетических проектов, экологических систем. Трансконтинентальные трубопроводы и газовые сети, информационные сети и базы данных также могут быть источником планетарной ренты.
В целом, планетарную ренту можно представить в виде следующей схемы. (Рис. 1).
Рис. 1. Виды и примеры источников планетарной ренты
Рис.2. Механизм рентных платежей за пользование планетарными ресурсами

Подходы к оценке источников и объемов планетарной ренты
Статистический комитет ООН и Всемирный банк систематически публикуют данные о величине ВВП по странам мира. Так, по оценкам, в 1991г. мировой доход составлял 22,13 трлн. долл., в 1995г. - 28,27, в 2000г. - 30,4, в 2004г. - 39,45 трлн. долларов. При простой экстраполяции темпов роста мирового дохода на период до 2030 г. его объемы могут достигнуть 55-60 трлн. долларов, что составит в среднем на душу населения мира по 7,5-8,6 тысяч долларов, чего вполне достаточно по современным меркам для обеспечения среднего уровня материального достатка.
Тем не менее, если принять во внимание значение дифференциации доходов по континентам и странам мира, ситуация будет выглядеть иначе. Так, страны `золотого миллиарда` присваивают 67-80% мирового дохода. Именно в структуре ВВП развитых стран следует искать рентные доходы, иначе говоря, планетарная рента производится в странах, обладающих энергетическими и сырьевыми ресурсами, но присваивается через неэквивалентный обмен и диспаритет цен экономически сильными странами.
В 2004 г. сорок стран мира располагали ВВП на душу населения, который составил более 10 тыс. долларов в год. Их доля в мировом доходе достигала 81%, что эквивалентно 32,4 трлн. долларов. Если предположить, что в общей структуре доходов доля ренты составляет только 5-6%, то величину планетарной ренты можно оценить в 1,6-2 трлн. долларов. Для сравнения: бюджет ООН в этом же году составлял 1,65 млрд. долларов, а вся финансовая помощь бедным странам третьего мира равнялась 25 млрд. долларов. [4]. Это значит, что выявление и оценка величины планетарной ренты может стать реальным источником бюджета ООН, а также увеличения инвестиций в развитие депрессивных регионов мира.
Иной подход к оценке величины планетарной ренты может быть основан на анализе процесса образования и распределения доходов от использования конкретных планетарных ресурсов. Наиболее востребованными из них можно считать ресурсы нефти и газа. Тем более, что мировая конъюнктура поддерживает их цены на уровне, достаточном для изъятия ренты.
Предположим, что в 2006 г. будет реализовано 4 млрд. тонн нефтепродуктов. При среднегодовой цене в 450 долл. за тонну (60 долл. за баррель), издержках добычи и транспортировки в 250 долл. за тонну общая выручка нефтедобывающих компаний и стран составит 1800 млрд. долларов, а прибыль - 800 млрд. долларов. Если оценить долю планетарной ренты в 5%, то ее величина составляет 40 млрд. долларов.
Конкретный механизм изъятия природной ренты можно увидеть на примере опыта стран, наиболее рационально использующих свои нефтяные богатства, таких как Норвегия. За тридцать лет эксплуатации месторождений нефти и газа государство получило 454,5 млрд. долларов дохода, из которых 181,5 млрд. долларов перечислено в Нефтяной фонд, который иначе называют фондом будущих поколений. Если признать эти отчисления рентой, то ее величина составляет почти 40% от дохода. В расчете на одного жителя в стране накоплено почти 40 тыс. долларов. [1, С.67].
С точки зрения интересов человечества возникает вопрос - можно ли считать эту нефть исключительной собственностью только Норвегии и ее граждан? Как и нефть Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, России? Возможна и другая позиция, согласно которой накопленные природой земные богатства есть собственность всего человечества и оно вправе претендовать на часть планетарной ренты.

О возможном механизме присвоения и распределения планетарной ренты
Планетарная рента в определенной мере уже собирается, концентрируется в фондах ООН и направляется на финансирование целевых международных программ. Взносы государств в бюджет ООН определяются в виде процентной ставки и зависят от уровня экономического развития страны. Так, США выплачивают 25% бюджета ООН, Россия - 1%. Общий бюджет ООН в 2004 г. составил 1649,3 млрд. долларов. В 2005 г. Бюджет ООН утвержден в сумме около 2 млрд. долл. [4]. Кроме того, государства участвуют в финансировании целевых программ ООН, например, программ финансовой помощи бедным странам, борьбы с терроризмом, устранения последствий чрезвычайных ситуаций и др. Решения о финансировании общих проектов и программ принимаются национальными органами власти по доброй воле и с учетом финансовой состоятельности государств. Учитывая сложившуюся практику формирования и исполнения бюджета ООН, мы считаем необходимой разработку механизма прямых рентных платежей за использование планетарных ресурсов, которые должны направляться в бюджет и целевые фонды ООН.
Принципиальную схему оценки и перечисления планетарной ренты в бюджет ООН можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).

Рис.2. Механизм рентных платежей за пользование планетарными ресурсами

Представленный на рис. 2 механизм рентных платежей необходимо закрепить институционально. В рамках программы реформирования ООН в ее уставе следует закрепить права на объекты планетарной собственности, разработать и принять конвенцию о правах планетарной собственности и формах пользования объектами планетарных ресурсов, а также разработать типовые договоры (контракты) на получение прав пользования (аренды, концессии) планетарными ресурсами для государств, транснациональных компаний и фирм национальных государств.
В работе по оценке рентных доходов и платежей за право пользования планетарными ресурсами могут быть задействованы существующие специализированные учреждения ООН и автономные международные организации. Так, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) разрабатывает механизмы и институты оценки и присвоения интеллектуальной и инновационной ренты, возникающей при реализации права пользования фундаментальными научными открытиями, всей системой фундаментальной науки. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) регулирует вопросы присвоения интеллектуальной ренты от применения международно признанных лекарств и методик лечения глобальных болезней типа `птичьего гриппа - Н5N1`.Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) содействует трансферу высоких технологий, присваивая инновационную ренту и финансируя международные исследовательские проекты и альянсы.
Таким образом, в мировой практике фактически уже отработан механизм присвоения ренты, получаемой при пользовании капиталом Всемирного банка, Международного валютного фонда, других финансовых институтов. Перспективными формами реализации механизма присвоения ренты следует также признать создание международных паевых инвестиционных фондов и корпораций по финансированию освоения конкретных объектов планетарных ресурсов Мирового океана, Антарктиды, Космоса.
Специфические способы регулирования потоков доходов и рентных платежей имеют и другие международные и континентальные организации, союзы и объединения.
Возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов за счет использования потенциала планетарной ренты будет способствовать позитивным изменениям в мировой экономике и международных отношениях, содействовать переходу к устойчивому, гармоничному развитию человеческой цивилизации.


Литература:
1. Антюшина Н. Норвежская модель управления ресурсами // Экономист. - 2005. - N11. - С. 63-74.
2. Классика экономической мысли: Соч. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. - 896 с.
3. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д.. Экономика. - М., 1997, 564 с.
4. Официальный сайт ООН: http://www.un.org

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия