Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Крамин Т. В.
заведующий кафедрой менеджмента
Института экономики, управления и права (г.Казань),
кандидат физ.-мат.наук, магистр экономики (США)


Методология формирования системы управления стоимостью компании на основе институционального подхода

В настоящее время наблюдается усиление позиций институциональной экономической теории, основанной на изучении не только экономических, но и многих социальных факторов, определяющих экономическое развитие общества на макро- и микроэкономическом уровне. Институционализм, возникший как научное направление, призванное противостоять процессам монополизации рынков посредством обоснования их государственного регулирования, существенно расширил рамки изучения экономических процессов и явлений, позволил уточнить ряд фундаментальных теорий в вопросах объяснения закономерностей развития экономики. В частности, расширенная модель экономического роста Солоу, в которую в качестве фактора был включен человеческий капитал, позволила достаточно точно объяснить различия в темпах экономического роста в разных странах.
Аналогичные процессы имеют место в корпоративном секторе, в процессе оценки и управления стоимостью бизнеса. Если в семидесятых годах двадцатого века стоимость бизнеса определялась исключительно финансовым потенциалом компании, его способностью генерировать доход в будущем, то в наше время, в период бурного развития и глобализации рынков нематериальные факторы создают существенный вклад в инвестиционную привлекательность компании. Среди них ключевое место отводится человеческому потенциалу и потенциалу менеджмента компании.
Использование институционального подхода, таким образом, позволяет по-новому взглянуть на процесс оценки и управления стоимостью компании; создает предпосылки для построения эффективных и сбалансированных систем управления стоимостью предприятия, в которых учитываются как все экономические, так и неэкономические факторы.
В современных условиях управление финансовыми ресурсами является недостаточным условием эффективного управления стоимостью. В эпоху формирования экономики знаний все большее значение приобретают нематериальные активы, не представленные в финансовой отчетности, а также внешняя и внутренняя институциональная среда компании, что требует построения систем управления стоимостью компании на базе институциональной теории.
Для того чтобы построить эффективную систему управления стоимостью бизнеса, необходимо определить, что такое стоимость бизнеса и как ее можно оценить с необходимой степенью точности. Если стоимость имущества представляет собой выраженную в денежном эквиваленте полезность вещи для ее владельца, то стоимость бизнеса (включая не только активы, но и персонал, менеджмент и др.) определяется его способностью приносить прибыль в виде потоков денежных средств. Таким образом, задача менеджера состоит в развитии стоимостного потенциала бизнеса, т.е. его способности генерировать прибыль и соответствующий приток денежных средств. Повышение стоимостного потенциала неизбежно приведет к росту котировок акций компании и росту капитализированной доходности акционеров.
Эффективность деятельности компании и системы управления стоимостью зависит от множества факторов. Институциональный подход дает новую размерность в управлении стоимостью, включая в систему оценки учет внешней институциональной среды и координацию развития внутрикорпоративной институциональной среды.
Рассмотрим некоторые аспекты управления внутренней институциональной средой предприятия. Важное место среди них занимают отношения между инвесторами (в случае наличия более одного инвестора компании) и многоуровневая система агентских отношений.
Кроме того, важными аспектами управления стоимостью, определяемыми во многом институциональной средой, являются, например, процесс подготовки бизнеса к продаже или поглощению, реализация самой сделки, исполнение обязательств по сделке после ее заключения.
Несмотря на формальное равенство прав инвесторов по участию в бизнесе, они могут иметь различные возможности и, порой, противоположные интересы. В частности, такое возможно при запланированном будущем перераспределении долей. В какой-то мере корпоративное законодательство защищает права инвесторов путем обязательства согласовывать сделки с аффилированными лицами. Однако практика показывает, что существует множество вариантов проявления оппортунистического поведения некоторых инвесторов по отношению к бизнесу в целом и к другим инвесторам. Как правило, такие ситуации могут иметь место в случае асимметричного распределения информации, имеющейся в распоряжении разных инвесторов, низкой эффективности информационной системы (низкой оперативности распространения информации), при возникновении сговора части инвесторов с менеджерами.
Оппортунистическое поведение небольшой части инвесторов, преследующих цель собственного обогащения, может негативно повлиять на стоимость бизнеса. Такие ситуации изучаются в рамках контрактного подхода к исследованию институциональных соглашений. Для предотвращения возможностей оппортунистического поведения участникам бизнеса необходимо нести трансакционные издержки, которые также являются предметом исследования при построении системы управления стоимостью компании.
В современных условиях неверным было бы ограничить понимание взаимоотношения менеджера и собственника только механизмом делегации полномочий. Получить наибольший эффект от инвестированных средств собственник может в результате использования инструментов стимулирования и контроля работы менеджера, которые изучаются в рамках теории агентских отношений.
На способность компании стабильно приносить прибыль, генерировать денежный поток оказывает влияние множество факторов, которые последовательно или совместно влияют на цепочку создания стоимости, внося каждый свой вклад. Учесть все факторы невозможно, однако выделить основные из них и сгруппировать их необходимо для эффективного управления стоимостью.
Как показывает практика, создание новой стоимости доступно только хорошо организованному бизнесу, во главе которого стоит профессиональный менеджмент, который держит под контролем всю цепочку создания стоимости. Игнорирование влияния хотя бы одного фактора стоимости может свести `на нет` все усилия по ее созданию. В рыночных условиях такие ошибки приводят к ослаблению конкурентной позиции бизнеса и, возможно, внешнему поглощению или банкротству. Потери собственников при каждом из указанных сценариев очевидны.
Эффективный комплексный учет факторов стоимости и управление стоимостной цепочкой возможны в рамках системного подхода. Специфика поставленной задачи определяет принципы построения системы управления стоимостью, к которым можно отнести следующие.
Во-первых, моделирование процесса создания должно быть основано на строгом теоретическом подходе, который в свою очередь апробирован на практике; при его осуществлении необходимо исключать факторы, влияние которых на процесс создание стоимости незначительно. Напротив, наиболее мощные факторы должны быть четко выявлены и сгруппированы, должен быть определен характер их взаимного влияния и причинно-следственных связей между ними. При этом все показатели модели системы управления стоимостью должны иметь ясное количественное выражение (стоимостное выражение).
Во-вторых, полнота, сбалансированность и устойчивость построенной системы управления стоимостью должна обеспечиваться использованием основных философских и экономических принципов. Одним из таких принципов является учет пространственных и временных факторов создания стоимости. Временные факторы должны объяснять развитие компании в прошлом и определять ее потенциал в будущем, включать как долгосрочные, так и краткосрочные аспекты. Другой принцип означает необходимость четкой структуризация системы управления стоимостью, определения ее элементов и характера их взаимодействия. Важнейшими элементами системы, взаимодействию которых необходимо уделить особое внимание, являются субъекты и объекты системы. К экономическим относится принцип принятия решений в условиях конкуренции целей. Менеджерам в процессе ведения бизнеса постоянно приходится делать выбор, принимая стратегические и тактические решения. При построении системы управления стоимостью необходимо соблюдать также принцип оптимальности принятия решений (с точки зрения максимизации стоимости бизнеса в целом).
Таблица 1. Элементы системы управления стоимостью.

В процессе изучения и формирования системы управления стоимостью (CУC) компании рассмотрению подлежат субъекты и объекты системы, а также принципы воздействия первых на вторые (Таб.1). При использовании институционального подхода группа субъектов СУС существенно расширяется, не ограничиваясь менеджментом компании и ее собственниками. Кроме того, важнейшим объектом СУС является ее институциональная среда, включающая сложную систему внутрифирменных институтов.
Рис. 1. Структура системы управления стоимостью компании.

Рассмотрим структуру системы управления стоимости компании (Рис.1). Любой бизнес инициируется инвестором, основная цель которого состоит в получении максимальной отдачи на вложенные средства. Стратегические цели функционирования бизнеса инвестор формулирует в корпоративной стратегии. Инвестор (акционер) вкладывает свой капитал как в развитие объектов, так и в развитие субъектов (человеческий капитал), а также в некоторых случаях предоставляет первичные условия для воздействия субъектов на объекты системы управления стоимостью. В результате инвестор, при удачном ведении бизнеса, увеличит свой капитал в виде прироста стоимости своего бизнеса.
На инвестора оказывает влияние внешняя социально-экономическая среда, включая государство. Бизнес на уровне менеджмента функционирует в своей информационной или, говоря в более широком контексте, институциональной среде. Скорость и эффективность воздействия внутренних субъектов бизнеса (менеджмента) на объекты системы зависит от скорости и полноты информационных потоков в системе, которые формируют информационную систему бизнеса, а также от уровня развития внутрифирменной институциональной среды.
В схеме, представленной на рис.1, под капиталом 0 понимается капитал, который вложен инвестором в рассматриваемый бизнес. Капитал 1 - это размер капитала, доступного инвестору на текущий момент, или на момент предполагаемого выхода инвестора из бизнеса. Субъекты СУС представляют собой инвесторов и менеджеров всех уровней, а также персонал. Объекты СУС - это имущество предприятия и нематериальные активы (интеллектуальный капитал). Субъекты воздействуют на объекты в четырех функциональных сферах: в области маркетинга (на схеме обозначено буквой `М`), в области производства (обозначено буквой `П`), в области инвестиционной политики (обозначено буквой `И`), в области финансов (обозначено буквой `Ф`).
Как показывает практика, вложение в человеческий капитал дает не только эффект, опосредованный через прирост материальных средств предприятия, но и непосредственно - в виде повышения имиджа компании, ее престижа, репутации.
Некоторые авторы, например М.Скотт [3], в качестве ключевого элемента оценки и управления стоимостью определяют факторы стоимости. При таком моделировании процесса управления стоимостью предполагается учесть все основные факторы стоимости, а также эффект воздействия каждого фактора модели на прирост стоимости компании. Изменяя соответствующие параметры модели, можно получить динамику стоимости компании, как функцию основных факторов стоимости. Однако модели, построенные лишь на первичных факторах стоимости, являются, в лучшем случае, пассивно описательными, характеризующими лишь конечный результат деятельности компании в той или иной области, не выявляя, как правило, причин сложившейся ситуации.
Основой модели оценки и управления стоимостью должна стать система управленческих решений, позволяющая точно определить источник того или иного изменения, а также степень влияния каждого управленческого решения, его вклад в создание новой стоимости. Под управленческим решением в данном случае понимается не только решение менеджера, но и решения собственников бизнеса в рамках корпоративного управления и управления агентскими отношениями. Практика показывает, что оппортунистическое поведение инвесторов имеет высокий потенциал влияния на стоимость. Подобное положение имеет место на уровне управления компании.
Известно, что удачное управленческое решение в маркетинге может усилить положительный эффект управленческих решений в других функциональных областях. Такое существенное развитие модели оценки и управления стоимостью позволяет разработать эффективные параметры системы стимулирования персонала компании. Несмотря на внедрение в модель как управленческого, так и человеческого факторов, она не становится сложнее. Наоборот, благодаря тому, что все управленческие решения можно рассматривать по общей схеме оценки эффективности (как инвестиционные проекты), достигается высокий уровень однородности модели. С этой точки зрения оценка всех трех уровней модели (совокупности управленческих решений, факторов стоимости по функциям и самой стоимости) может проводиться по единому алгоритму.
Представленная выше структура может быть значительно улучшена при учете специфики предприятия, связанной с наличием у него нематериальных активов. Уровень принятия управленческих решений - это тактический уровень. Однако, в процессе управления стоимостью нематериальных активов необходимо определить стратегические ориентиры компании в области их использования. Как показано ниже, таких активов можно выделить достаточно большое количество. Эффективное управление предполагает, однако, управление не всеми нематериальными активами, а выделение среди них ключевой группы для данной компании, определяющей ее уникальность и конкурентоспособность. В этой связи выделяют ключевые сферы компетенции компании.
Гарри Хаммел дает определение ключевых сфер компетенции как совокупность навыков, `обладание которыми является главным условием того, чтобы компания могла успешно конкурировать с другими компаниями, а также основой ее процветания в долгосрочном плане` [4]. `Совокупность навыков`, согласно Хаммелу, может быть отнесена к ключевой сфере компетенции если она:
1) способствует повышению ценности продукции компании для покупателя, который получает особые преимущества от владения данной продукцией;
2) обеспечивает уникальность компании;
3) обеспечивает возможности компании выйти на новые рынки.
Среди совокупности нематериальных активов к области ключевой сферы компетенции, как правило, относятся ценные ресурсы и приобретения (клиентская база, имидж и торговые марки, сеть поставщиков, интеллектуальный потенциал, внедренные стандарты); навыки и неформализованные знания (ноу-хау, знания и умения); первичные процессы и процессы управления (руководство и контроль, информационная система); технологии и формализованные знания (патенты, руководства); а также общие моральные ценности и нормы (корпоративная культура, надежность, ориентация на клиента) [1].
Как показывают Д. Андриссен и Р. Тиссен[1], оценку значимости ключевой сферы компетенции для компании можно осуществлять по пяти критериям: дополнительной ценности для потребителя, конкурентоспособности, потенциалу создания новых возможностей, продолжительности жизненного цикла конкурентного преимущества и сложности его копирования, ее устойчивости в организации.
Таким образом, система управления стоимостью образует четыре уровня.
Уровень принятия управленческих решений - уровень воздействия отдельного менеджера или группы менеджеров в рамках отдельного вопроса, проблемы;
Уровень сфер компетенции - уровень приобретенных знаний, наработанных компанией навыков и умений;
Уровень факторов стоимости - уровень объективно сложившихся условий создания стоимости, сгруппированных по функциональному признаку, в рамках отдельно взятого вида или видов деятельности, или национальной экономики в целом;
Уровень стоимости - наивысший уровень системы, где на основе единого определения и критерия измерения стоимости оценивается эффективность и результативность функционирования системы.
В представленном виде уровни системы выстраиваются в логическую последовательность. Принятие текущих управленческих решений менеджерами компании стратегически определено выбором ключевых сфер компетенции всей компании. Выбор ключевых сфер компетенции компании, в свою очередь, определяется на основании их потенциала воздействия на факторы стоимости на рынке продукции компании.
В таком виде модель приобретает законченный вид, становится прозрачной и легко управляемой. Кроме того, такую модель можно быстро внедрить на предприятии: она не требует предварительного обучения всего персонала основам концепции стоимости - достаточно создать одну межфункциональную команду, которая будет оценивать управленческие решения компании с точки зрения создания стоимости. Первый же отчет команды даст единую, объективную оценку эффективности работы каждого менеджера. Такие меры являются источником конструктивных преобразований в коллективе.
Если же модель оценки и управления стоимостью основана на факторах стоимости, она носит намного более абстрактный для менеджеров-практиков характер, а также не обеспечивает необходимый уровень ответственности каждого менеджера. Модель оценки и управления стоимостью, основанная на управленческих решениях, не требует участия в управлении стоимостью всех сотрудников, что само по себе нереально, особенно для быстроразвивающихся, неконсолидированных рынков. Участниками управления стоимостью в данном случае будут менеджеры в пределах своей компетентности и меры ответственности.
Таким образом, формирование систем управления стоимостью компаний на основе институционального подхода - одна из актуальных и перспективных задач современной экономики, как в нашей стране, так и за рубежом. В эпоху экономики знаний стоимостной потенциал институциональных преобразований и на микро и макроэкономическом уровне чрезвычайно велик. Предложенная в данной работе система управления стоимостью компании определяет базовый механизм управления стоимостью на предприятии в условиях институциональной экономики. В ближайшем будущем предполагается рассмотреть более детально элементы построенной системы.


Литература:
1. Андриссен Д., Тиссен Р. Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов / Пер. с англ. - М.: ЗАО `Олимп-Бизнес`, 2004. - 304 с.
2. Крамин Т.В. Роль и принципы построения системы управления стоимостью компании. Экономический вестник РТ, N3-4, 2004 г., С.74-76.
3. Скотт Марк К. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости / Пер. с англ. - М.: ЗАО `Олимп- Бизнес`, 2001. - 432 с.
4. Хаммел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М.: ЗАО `Олимп-Бизнес`, 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия