Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Набиуллина Г. А.
ведущий экономист департамента развития платежных систем ОАО «Социнвестбанк» (г. Уфа)
Комаров А. Г.
заведующий кафедрой Уфимского филиала Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова,
кандидат экономических наук, профессор


Основные проблемы и тенденции развития электронных платежных систем

С переходом России к рыночным отношениям большие изменения произошли не только в сфере производства, труда и управления, но и в банковской системе. Тема электронных денег с каждым годом приобретает все большую актуальность. Эксперты, анализирующие тенденции создания нового экономического пространства на основе единой валюты, в своих отчетах особое внимание уделяют проблемам развития пластиковых карточек. В новом столетии стремление к созданию единого платежного пространства, а значит и выбор платежных инструментов -действительно современные тенденции, характерные для всех стран.
В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интеграции банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций. В мире интернет-коммерции электронные деньги продолжают завоевывать все новые и новые позиции, такой новый инструмент расчетов, как `электронные кошельки`, работает быстро, анонимно и удобно, а вложения инвесторов в его развитие уже достигли той предельной отметки, за которой сомнения в целесообразности продолжения данного бизнеса становятся бессмысленными.
Можно привести ряд примеров, свидетельствующих о высокой динамике развития рынка пластиковых карточек и электронных платежных систем. Так, банк Allianse Leicester сообщил о заключении контракта с корпорацией NCR по установке банкоматов Persona в восьми своих отделениях `нового поколения` в Великобритании. Стратегической целью этой акции является поощрение клиентов к использованию прямых банковских сервисов, чтобы вдвое сократить накладные расходы к 2010 г. Компания Axalto и турецкая компания Atilim подписали договор о содействии банкам Турции в переходе на EMV-стандарт. Турция - один из самых динамичных и крупных банковских рынков в Европе, где обращается более 75 млн. платежных карточек, а экономический рост в этом секторе составляет 15% в год. Сбербанк России, международная платежная система Visa International и оператор мобильной связи `Мегафон - Москва` объявили о начале нового этапа своего совместного проекта. Предполагается подключение услуги `Мобильный банк` для всех абонентов сети `Мегафон-Москва`, имеющих карточки Visa Сбербанка России, в результате чего они смогут совершать платежи за товары услуги, находясь при этом в любой точке мира, где существует мобильная связь. Лондонская консалтинговая компания фирма Retail Banking Research подсчитала, что сейчас каждые 5-10 минут устанавливается новый банкомат (в среднем 192,32 банкомата в день).
Поэтому, изучение проблем использования пластиковых карт в России представляется особенно актуальным, а изучение мировой практики и перспектив развития рынка пластиковых карт в России приобретают в настоящее время конкретную значимость.
Особенности развития рынка пластиковых карт в Республике Башкортостан
Согласно исследованию, проведенному в январе 2006 года от имени MasterCard Europe агентством KRC Research, больше половины опрошенных держателей дебетовых карточек (52%) считают, что Европа полностью перейдет на безналичные расчеты уже через десять лет. Девять из десяти респондентов (86%) согласились с тем, что сеть приема дебетовых карточек постоянно расширяется, и 90% заявили, что в будущем количество держателей карточек будет расти. При этом 48% респондентов до сих пор предпочитают наличность, несмотря на то, что 85% опрошенных согласились, что носить и использовать дебетовую карточку так же просто, как и наличность.
Хотя в России в целом рынок пластиковых карт уже европейского, есть регионы, где число платежных карт на душу населения растет быстрыми темпами. Например, в 2005 г. Республика Башкортостан вошла в первую пятерку регионов России по числу пластиковых карт на душу населения, эмитировав более миллиона карт на 4 млн. жителей. Пластиковые карты начали получать широкое распространение среди жителей Башкирии, начиная с середины 90-х годов, благодаря деятельности таких крупных банков, как `Уралсиб`, инициировавшего создание сразу нескольких платежных систем под маркой Accord. В дальнейшем местную армию пользователей карт пополнил ряд кредитных учреждений, реализовавших в регионах `зарплатные`, `студенческие` и `пенсионные` проекты - они избавили от `лишней` наличности значительную часть населения. В итоге, сегодня владельцами карт оказались более миллиона жителей республики. С помощью карт за прошедший год они, по данным Национального банка Республики Башкортостан, провели около 7,1 млн. операций по оплате товаров и услуг на сумму более миллиарда рублей - около четверти всего количества платежных операций частных лиц в республики. Хотя указанная сумма и является относительно скромной по сравнению с общим объемом средств, находящих в обращении на территории Башкирии, перспектива пластиковых карт заключается в ином - в приближении региона к западным стандартам, по которым в 80 - 90 % случаев безналичные платежи заменяют собой платежи наличностью при расчете за товары и услуги.
Расчеты с помощью пластиковых карт присущи, как правило, более обеспеченным слоям населения. По материалам пресс-службы VISA, в 2005 г. `российские держатели карточек VISA наиболее активно в летний период расплачивались своими карточками во Франции (около 44 млн. долл.), Италии (более 32 млн. долл.), Великобритании (более 31 млн. долл.), США (более 23 млн. долл.) и Турции (более 18 млн. долл.). Летом 2005г. российские держатели карточек VISA побывали в 150 странах мира от Новой Зеландии до Исландии, совершив почти 1,4 млн. операций по карточкам в торгово-сервисной сети на сумму около 269 млн. долл.` [6].
О степени развития электронных платежных систем в Башкирии свидетельствуют следующие факты. Например, ОАО `Социнвестбанк` г. Уфа предлагает корпоративным клиентам зарплатные проекты с использованием международных карт системы MasterCard International. Банк реализует зарплатные проекты в короткие сроки, вне зависимости от количества сотрудников организации. Уже первые итоги работы показали преимущества зарплатных проектов для сотрудников предприятий. Во-первых, появилась возможность оплаты по карте товаров и услуг в более чем 18 миллионах торгово-сервисных предприятий по всему миру, а также получения скидок и бонусов. Во-вторых, при расчетах по карте за рубежом происходит автоматическая конвертация запрашиваемой суммы в валюту страны пребывания. В-третьих, вывоз иностранной валюты за рубеж по карте не декларируется.
Популярность зарплатных проектов среди сотрудников предприятий достаточно высока. Так, за последние два года количество предприятий республики Башкортостан, пользующихся зарплатными проектами для сотрудников, увеличилось в три раза. Существенны преимущества зарплатных проектов и для самих предприятий. При их использовании упрощается процедура выдачи зарплаты, сокращаются объемы операций бухгалтерии предприятия, сокращаются затраты на инкассацию, охрану и перевозку наличных денежных средств. Карта сотрудника может использоваться для широкого ряда различных начислений - зарплаты, командировочных и представительских расходов, отпускных и других выплат.
За последние два года ОАО `Социнвестбанк` значительно расширил объемы оказываемых услуг, как населению, так и предприятиям различных форм собственности. На основе проведенного им исследования потребностей населения и предприятий Башкирии, банк стал оказывать услуги по многим видам пластиковых карт российских и международных систем, учитывая потребности клиентов. Например, международная банковская карта Cirrus/Maestro дает возможность получения наличных денежных средств в банкоматах и терминалах. Успешно функционируют в Башкирии также системы Eurokard /Master Card Mass, Business, Cold ,Visa Classic , Diners Club. Исследуя потребности граждан, часто отправляющихся в путешествия, банк внедрил систему Diners Club International (CDI), обеспечивающую особый комфорт, престиж и безопасность своим клиентам. Карточка DCI - не просто платежный инструмент, но и целый сервисный пакет, очень удобный для человека, который часто путешествует. Использование карты DCI подчеркивает особое положение ее владельца, дает престиж, комфорт и гарантию особого внимания при обслуживании. Член клуба DCI застрахован в поездках за границу и по России страховой компанией AIG. Только члены клуба DCI имеют бесплатный доступ в сеть салонов Diners Club в крупнейших бизнес-центрах и аэропортах мира, а также к целому ряду других эксклюзивных благ. Практика показала, что в любой стране мира держатель карты может позвонить в Diners Club круглосуточно и воспользоваться практически полным спектром услуг по обслуживанию карт .
С октября 2001 года ОАО `Социнвестбанк` обслуживает карты платежной системы `Золотая Корона`, которая работает на рынке пластиковых карт уже 8 лет. Участниками данной системы являются 160 банков из 70 регионов России. Ежемесячный оборот в системе составляет более 2 млрд. рублей. Общее количество карт, находившихся в обращении за время ее функционирования, превысило 1 млн. Карты принимаются более чем в 8500 пунктах. Банк продолжает выпускать и пластиковые карты системы `Accord` (ранее BashCard), которые позволяют воспользоваться современными средствами оплаты товаров и услуг и совместить эти удобства с возможностью более экономно распоряжаться собственными средствами. Кроме того, зарплатные проекты предприятий и организаций обслуживаются в системе `Accord/BashCard` и Master. При внедрении этой услуги предприятие к ряду общих преимуществ зарплатных проектов, описанных выше, добавляются такие, как скорость выдачи зарплаты (практически сразу после подписания платежного поручения сотрудники предприятия смогут получать зарплату); возможность оплаты нефтепродуктов на заправках `Башкирнефтепродукт` и получения скидок от 3 до 12% в организациях розничной торговли республики Башкортостан.
Преимущества и недостатки пластиковых карточек и платежных систем
В сущности, карточка, представляющая собой кусочек пластика с магнитной полосой, на которой занесены определенные данные о ее владельце и его счете, является формой доступа к этому счету. Использование карточек существенно повышает безопасность расчетов и хранения денежных средств при сохранении всех удобств, связанных с совершением операций в наличной форме. Поскольку использование пластиковых карт позволяет проводить автоматическое конвертирование валют, притом по биржевому курсу, владелец карточки выигрывает на разнице между курсом обмена в магазине и курсом, по которому ему производит конвертацию банк, взимая лишь незначительные комиссионные.
Кроме того, расчеты с помощью пластиковой карточки могут позволить более строго контролировать бюджет владельца `пластиковых денег`. Обычно люди имеют весьма приблизительное представление о структуре и размерах своих расходов, что затрудняет планирование семейного бюджета. При расчетах карточкой продавец, `прокатывая` ее в специальном устройстве, попросит покупателя расписаться на полученном оттиске - слипе, где будет указано, что, когда, где и за сколько было им куплено. Так владелец карты получает возможность по имеющимся у него слипам представить структуру своих расходов. Если же ему не хочется обременять себя разбором накопившихся бумаг, то в конце определенного срока, как правило, обозначенного в договоре, банк предоставит владельцу пластиковой карты выписку о произведенных операциях, где опять-таки будут указаны все его траты.
Однако и у пластиковых денег есть свои недостатки.
Во-первых, владелец денег отдает свои деньги сразу, а расходует их в течение какого-то времени. На внесенные деньги могут начисляться проценты (как правило, на средний остаток выше какой-то заранее определенной суммы). Но ведь карточка - это все же инструмент расчетов, а не накопления. И не имеет смысла таким образом омертвлять свои средства. Гораздо эффективнее рассчитать средний расход и внести минимально возможную сумму, затем пополняя ее. Во-вторых, за удобства, предоставляемые расчетами с помощью карточки, приходится платить. Обычно банки взимают определенный процент за каждую трансакцию, совершаемую по карточке (покупка, обналичивание). Но, с другой стороны, борясь за клиента, банки сегодня снижают взимаемые ими комиссии. Клиент получает возможность выбрать карточку такого банка, чьи финансовые условия предпочтительнее.
В 2005г. в нашей стране создана система Сберкарт, которую принято называть межбанковской платежной системой. Интересно отметить, что на начало 2006 г. более 60 банков объявили желание участвовать в ней. Эта тенденция указывает не только на развитие одного сегмента банковского рынка, но одновременно и на стремление контролировать внутрироссийские безналичные платежи. Анализ периодически появляющихся публикаций по этому вопросу указывает на то, что, начиная с 2004 г. наблюдается быстрый рост в сегменте пластиковых карточек, в силу чего этот продукт становится все более выгодным для коммерческих банков.
Абсолютно правы те, кто утверждает, что у многообразия массовых пластиковых карт должна быть какая-то единая организующая составляющая, иначе рынок пластиковых карт будет развиваться не системно, а стихийно. В этой связи отметим, что если Сберкарт в обозримое время не станет национальной платежной системой, то контроль над российскими национальными безналичными платежами возьмут международные платежные системы. А этого допустить нельзя, хотя бы из соображений репутации страны.
Серьезные проблемы в развитии платежных систем связаны с устоявшейся практикой размещения банками сети банкоматов. С одной стороны, число банкоматов растет. Так, Импэксбанк увеличил число работающих банкоматов до 335, в том числе в Москве и Московской области на конец 2005г. работало более 120 устройств. Сейчас в Республике Башкортостан действует 11 платежных систем, 6 российских (АС Сбербанк , Accord- `Северная казна`, Accord-card, Accord Union Card и `Золотая корона`) и 5 международных (Visa, Master Card, Diners Club, American Express и STB Card). Их обслуживают около 3700 электронных терминалов, 2400 предприятий торговли и сервиса и около пятисот банкоматов. Однако при установке банкоматов наблюдается тенденция их размещения в офисах банков, торговых центрах, магазинах, т.е. в закрытых помещениях, где легче обеспечить их охрану и содержание. При этом уличных банкоматов устанавливается неоправданно мало. Уличные банкоматы стоят дороже, устанавливать и обслуживать их значительно сложнее. Тем не менее, доходность банкоматов, размещенных в закрытых помещениях, значительно ниже.
На динамику рынка пластиковых карт оказывает влияние и качество рекламы. Исследования, проведенные рядом банков, показали, что подавляющее большинство граждан имеют смутное представление о преимуществах безналичных расчетов. Поэтому потенциал развития данного рынка с помощью грамотного использования рекламных технологий достаточно велик. Компания Master Card провела оценку эффективности первой масштабной рекламной компании бренда в области кредитных карточек. В опросе приняли участие 700 жителей Москвы и Санкт-Петербурга в возрасте от 25 до 45 лет с достатком выше среднего и высоким. В их числе мужчины составили 52 %, женщины 48 %. Исследование показало, что у российских держателей Master Card положительно ассоциируется с комфортным использованием карточек. В качестве преимуществ карточек Master Card 73 % опрошенных отметили широкую сеть приема карточек, 63 % - удобство оплаты, 43 % выберут карточку Master Card для поездки за границу.
Тенденции развития инфраструктуры рынка пластиковых карточек и особенности принятия решений банков о формировании собственной стратегии на этом рынке также неоднозначны. Решения банков обычно касаются вопроса о выборе той или иной из известных платежных систем или о создании собственной локальной платежной системы. Принятое решение определит большинство дальнейших действий, не говоря уже о том, что от него будут зависеть и многие экономические показатели. Проблема заключается в том, что для членства в таких системах, как Visa или MasterCard, необходимо выполнять ряд очень жестких нормативных требований, как к техническому, так и к финансовому состоянию банка, и каждые шесть месяцев подтверждать выполнение этих нормативов. Однако не многие российские банки способны сейчас выполнить эти нормативы. Более простым решением оказывается присоединение к одной из имеющихся российских систем, таких как Union Card, STB Card, Most Card и т.д, но при этом банк естественным образом сталкивается с ограничениями в выборе технологий и организационных решений. Что касается создания собственной платежной системы банка, то это весьма амбициозное решение под силу только самым крупным банкам. Весьма трудной задачей является и оценка перспектив замкнутой платежной системы даже самого крупного и мощного банка без участия в ней других эмитентов. Вместе с тем, замкнутые платежные системы могут быть вполне жизнеспособными и прибыльными, особенно если они строятся по административно-территориальному или хозяйственно-производственному и корпоративному признакам.
Успех замкнутых и корпоративных платежных систем в России обусловлен некоторыми специфическими явлениями, например, проблемой недостаточного наличного денежного оборота. Несмотря на то, что пик в развитии этого явления уже прошел, само оно сохранилось и по сей день.
Региональные системы безналичных платежей часто создаются в ответ на необходимость снятия социального напряжения. Но такие системы привлекательны и для банков, поскольку являются дополнительным источником привлечения кредитных ресурсов. Что касается замкнутых платежных систем, ограниченных по хозяйственно-производственному признаку, то причины их появления и распространения несколько иные. Такие системы можно разделить на два типа: замкнутые системы оплаты продукта (или услуг) и замкнутые системы, охватывающие одно предприятие (организацию) или группу предприятий, технологически связанных друг с другом (корпоративные системы). Появлению первых способствуют удобства использования безналичной формы расчетов, в особенности в форме карт `с предоплатой`. Хлопотность и небезопасность инкассации, потери от недобросовестности персонала подталкивают владельцев сети бензозаправочных станций к безналичным расчетам с предоплатой. Подобные системы уже создаются в России. Необязательность и `забывчивость` абонентов, надо полагать, будут стимулировать владельцев телефонных сетей и кабельного телевидения вводить карточную систему оплаты, как это имеет место на Западе.
Второй тип производственных замкнутых платежных систем возникает там, где есть крупные предприятия, размещенные на обширной территории, на которой для удобства служащих также размещены магазины и предприятия обслуживания. Преимущество данной платежной системы в этом случае обусловлено возможностью удерживать начисленную заработную плату на расчетном счете организации, перечисляя лишь фактически расходуемые суммы предприятиям торговли и службы быта. Если же все субъекты взаиморасчетов являются клиентами одного банка, то все деньги будут обращаться в этом банке, и они могут стать эффективным источником кредитных ресурсов. Конечно, корпоративная платежная система будет представлять интерес для ее участников лишь в случае достаточно большого их количества и солидного месячного фонда заработной платы предприятия.
Отечественный (да и не только отечественный) опыт внедрения автоматизированных информационных систем показывает, что на первом этапе этот процесс всегда наталкивается на ожесточенное сопротивление практически всех `действующих` лиц. Это не удивительно, так как, пока не завершены формирование инфраструктуры, создание нормативной базы и отладка технологии, новая система не только не облегчает жизнь ее участникам, но создает для них дополнительные трудности. В этом случае приходится поддерживать одновременно как новую, так и старую технологию. Применительно к карточным системам это означает, что до тех пор, пока количество карт в обращении не превысит некоторую пороговую величину, учреждения, которые их принимают, не только не избавятся от инкассации наличных денег, напротив, им придется кроме нее заниматься инкассацией слипов. Кассиры будут вынуждены периодически отвлекаться от привычных действий, чтобы перейти к специальному устройству и оформить покупку по карте. Если такие покупки будут редкими, то им каждый раз придется вспоминать, как, собственно, это производится. В итоге - ошибки и постоянные `разборки` с клиентами.
Все это не способствует популярности новой технологии у тех, кто вынужден в ней участвовать. Отсюда саботаж, попытки сорвать внедрение, интриги и лоббирование возврата к старой системе. В некоторых случаях положение усугубляется тем, что появление карт как средства расчетов перекрывает привычные каналы извлечения криминальных доходов. Примером могут служить системы безналичных расчетов за бензин, которые позволяют контролировать и учитывать движение денежных и материальных ресурсов.
Помимо психологических проблем, внедрение карточной платежной системы наталкивается на юридические препятствия. Сегодняшнее российское законодательство, строго говоря, не предусматривает возможности снятия денежных средств с расчетного счета клиента, иначе как по подписанному им документу установленного образца. Это заставляет даже в платежных системах со смарт-картами распечатывать квитанции в двух экземплярах и требовать с клиента подписи на обоих. А что делать при операциях с банкоматами?
Усложняют ситуацию и технические трудности, главная из которых - убогое состояние каналов телефонной связи на большей части территории нашей страны. Если продавец магазина вынужден будет десяток раз `накручивать` диск телефона, чтобы дозвониться до центра авторизации, то, скорее всего, он этого делать вообще не будет, а владелец магазина откажется от подобной платежной системы. Подобные проблемы возникают и при использовании автоматизированной системы авторизации магнитных карт, информация с которых также передается в процессинговый центр по телефонному каналу. В определенном смысле решением данной проблемы является использование смарт-карт, причем проблема будет решаться тем эффективнее, чем больше информации будет хранить смарт-карта, т.е., чем более `интеллектуальной` она является.
Подводя итоги, следует сказать, что для банка, который решил участвовать в `карточном бизнесе`, прежде всего, нужно решить, на чем он собирается делать деньги и только затем выбирать платежную систему. Полномасштабное участие в глобальных системах - дорогое удовольствие и под силу, как уже отмечалось, только мощным банкам. В отечественных условиях относительно быструю прибыль от `карточного бизнеса` банк может получить, если он окажется в роли финансового центра замкнутой территориальной или корпоративной платежной системы. При этом успех дела зависит не столько от банка, сколько от нефинансовых партнеров: местных властей или руководителей предприятий.


1. Вартанов М., Быстров Л. Пластиковые карточки: прошлое, настоящее, будущее//Финансист. 1997. N8.
2. Гусаров В. Пластиковые деньги, или карточные продукты, эмитируемые Приорбанком //Финансы, учет и аудит 1997. N12.
3. Сагитдинов М.Ш. Основы взаимодействия банковской системы и экономики региона. Уфа, 2002.
4. Чуясов В. Деньги - Интернет - Деньги //Человек & Internet. 2001. N13.
5. Шастель В. Будущее за карточками с микропроцессором //Банковский вестник. 1999. N 22.
6. Материалы пресс-службы Visa за 2005 г
7. Материалы www.finextra.com за 2005г.
8. Материалы www.epaynews.com за 2005 г.
9. Мир карточек: Информационно-аналитический журнал. 2006. N1,2.
10. Коммерсантъ. 2006. N93.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия