Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ СНГ и ЕврАзЭС
Кулматов Т. Ш.
советник Правового департамента
Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС,
кандидат юридических наук


К вопросу о практике реализации решения глав государств-членов ЕврАзЭС о формировании таможенного союза сообщества
Печатается с сокращениями

В 2003 г., президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), принята Концепция формирования ЕЭП. Однако процесс принятия соответствующих документов в ее развитие имел вялотекущий характер. Только к весне 2004 г были подготовлены необходимые корректировки в Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 гг. и разработаны Мероприятия по их реализации [1].
В период с 2003 по 2005 гг. в рамках ЕврАзЭС были заключены договоры: о сотрудничестве в охране внешних границ государств-членов Сообщества; о сотрудничестве министерств юстиции; о сотрудничестве в области страхования; о внесении изменений и дополнений в Протокол о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств-участников Таможенного союза от 17 февраля 2000 г.; о едином порядке экспортного контроля; о внесении изменений и дополнений в Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств-участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты от 24 ноября 1998 г.; об обмене информацией между уполномоченными органами по регулированию рынков ценных бумаг; о выполнении Экономическим Судом СНГ функций Суда ЕврАзЭС; о статусе Основ законодательства ЕврАзЭС, порядке их разработки, принятия и реализации; о сотрудничестве на рынке ценных бумаг; о единых правилах лицензирования импорта и экспорта товаров, а также связанных с этим отдельных видов деятельности; о проведении согласованной политики по формированию и развитию транспортных коридоров ЕврАзЭС; об основах гармонизации технических регламентов; о внесении изменений и дополнений в Соглашение о таможенном и налоговом контроле за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции на территориях государств-членов ЕврАзЭС от 30 марта 2002 г.; о взаимных безвизовых поездках граждан; о совместной разработке топливно-энергетического баланса и др.
Пока шел процесс согласования документов о ЕЭП произошло знаменательное событие: Советом Глав государств - членов Организации "Центрально-Азиатское Сотрудничество" (ЦАС) 6 октября 2005 г. было принято решение "О дальнейшем развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве". Главы государств-членов ЦАС, учитывая совпадение стратегических целей и задач ЦАС и ЕврАзЭС, принимая во внимание, что задачи по созданию интегрированного рынка, стоящие перед ЦАС, в настоящее время успешно решаются в рамках Сообщества и поддерживая обращение Республики Узбекистан о вступлении в ЕврАзЭС, сочли целесообразным объединение ЦАС и ЕврАзЭС.
К январю 2006 г. были подготовлены все необходимые документы, в том числе Протокол о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., Протокол о внесении в него изменений и дополнений и решение Межгоссовета об интеграции ОЦАС в ЕврАзЭС.
Прием Узбекистана в Сообщество и интеграция ОЦАС в ЕврАзЭС сделали необходимым кадровое укрепление отдельных подразделений Секретариата Интеграционного Комитета. В частности, было предложено на основе Департамента развития рыночной инфраструктуры создать Департамент транспортной политики и рыночной инфраструктуры и Департамент по энергетической политике и экологическим вопросам.
На прошедшем в июне 2006 г. очередном заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) процесс присоединения Узбекистана и ОЦАС к Сообществу практически был завершен. Республика Узбекистан стала полноправным членом ЕврАзЭС.
16 августа 2006 г. в г. Сочи состоялся неформальный саммит глав государств-членов ЕврАзЭС, на котором был заслушан доклад Генерального секретаря ЕврАзЭС Рапоты Г.А. о ходе формирования правовой базы Таможенного союза в рамках Сообщества, подчеркнувшего, что из принятых на сегодняшний день в ЕврАзЭС документов 36 относятся к формированию зоны свободной торговли и Таможенного союза. В результате реализации поставленных в них задач отменено взимание таможенных пошлин во взаимной торговле на товары, происходящие с территорий стран Сообщества, создан и функционирует режим свободной торговли без изъятий и ограничений на основе двусторонних соглашений; осуществлен переход на принцип взимания косвенных налогов по "стране назначения"; разработана и применяется товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭС на основе десятизначной системы кодирования товаров; принят ряд международных актов, направленных на формирование единого порядка тарифного и нетарифного регулирования ВЭД, единых торговых режимов и унификацию таможенного законодательства; сформирован Общий таможенный тариф на 62% от ТН ВЭД ЕврАзЭС в рамках отношений Беларуси, Казахстана, России.
В стадии разработки находится ряд соглашений, реализация которых позволит завершить формирование Общего таможенного тарифа, установить единый порядок тарифного и нетарифного регулирования ВЭД; единые торговые режимы с третьими странами; согласовать единые правила конкуренции, использовать единую политику в области применения субсидий и иных форм государственной поддержки; обеспечить согласованное применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении третьих стран; завершить унификацию таможенного законодательства; согласовать единые принципы охраны и защиты прав интеллектуальной собственности; создать единый регулирующий орган и орган по разрешению споров.
Предложено:
-определиться с числом государств, готовых завершить внутригосударственные процедуры по подготовке к подписанию документов, необходимых для формирования правовой базы Таможенного союза;
-провести сравнительный анализ документов, составляющих правовую базу ЕврАзЭС, и документов, необходимых для формирования правовой базы Таможенного союза;
-завершить до 1 июля 2007 года подготовку документов, необходимых для формирования единого экономического пространства;
-определить порядок и график присоединения к Таможенному союзу других стран ЕврАзЭС.
Дано поручение Интеграционному Комитету ЕврАзЭС и правительствам Сторон подготовить и представить на рассмотрение проекты соответствующих концепций.
Одним из важных вопросов [2] остается вопрос о том, какими дополнительными полномочиями должны обладать органы ЕврАзЭС для регулирования интеграции в рамках полноценного Таможенного союза и каков должен быть механизм их реализации?
В разделе 10 "Расширение полномочий органов ЕврАзЭС" Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 и последующие годы определено, что по мере формирования Таможенного союза государства-члены ЕврАзЭС в соответствии со статьей 1 Договора об учреждении ЕврАзЭС принимают решение о расширении полномочий органов ЕврАзЭС и иных структур, создаваемых на межгосударственном уровне. Государства - члены ЕврАзЭС добровольно передают часть своих полномочий органам ЕврАзЭС либо иным структурам, создаваемым на межгосударственном уровне. Объем и содержание названных полномочий, а также структура указанных органов определяются соответствующим межгосударственным договором. Их решения должны иметь обязательный характер и выполняться государствами - членами ЕврАзЭС в соответствии со статьей 14 Договора об учреждении ЕврАзЭС. Но для этого необходимо определиться, во-первых, с принципами наделения органов ЕврАзЭС частью национальных полномочий; во-вторых, с объемом и содержанием передаваемых органам Сообщества полномочий, юридической силой решений органов Сообщества; в третьих, с форматом документов о передаче части национальных полномочий органам Сообщества.
Передачу части национальных полномочий органов Сообщества государствами-членами ЕврАзЭС предлагается осуществлять с учетом таких принципов, как: добросовестность исполнения международных обязательств; конституционность принимаемых решений по передаче части национальных полномочий; использование полномочий в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Объем и содержание полномочий, передаваемых органам ЕврАзЭС предлагается определять поэтапно по мере формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Межгосударственный Совет ЕврАзЭС принимает решения нормативного характера для реализации межгосударственных и межправительственных договоров, исполнение которых осуществляется в пределах полномочий правительств государств-членов ЕврАзЭС и в порядке, предусмотренном статьей 14 Договора об учреждении ЕврАзЭС. Интеграционный Комитет ЕврАзЭС принимает такие решения для реализации межведомственных международных договоров, исполнение которых осуществляется в пределах полномочий компетентных государственных органов (министерств и ведомств) государств-членов ЕврАзЭС непосредственно, в порядке, предусмотренном той же статьей 14 Договора. При этом он вправе делегировать отдельные полномочия советам и комиссиям, действующим при нем, либо иным структурам, создаваемым на межгосударственном уровне, по соответствующим направлениям деятельности. В частности Совету руководителей таможенных служб может быть делегировано право по управлению таможенными службами Сторон в объеме, необходимом для осуществления совместной деятельности при функционировании Таможенного союза. Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС должна иметь более широкие полномочия за счет наделения ее правом принимать решения, носящие нормативный характер. Суд ЕврАзЭС вправе принимать решения, носящие нормативный характер, по спорным вопросам между органами ЕврАзЭС и государствами-членами Сообщества при исполнении актов ЕврАзЭС.
Расширение полномочий органов ЕврАзЭС путем передачи им части национальных полномочий, а также организационно-правовой механизм реализации их решений должны быть обеспечены посредством межгосударственного договора, подлежащего ратификации. Необходимо также решение о внесении соответствующих изменений в уставные документы - в соответствии со сроками, установленными в разделе IX Мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития Евразийского экономического сообщества.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия