Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕврАзЭС И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Лобанова Е. В.
советник-секретарь Постоянной комиссии Межпарламентской
Ассамблеи государств-членов ЕврАзЭС по социальной политике,
кандидат юридических наук

Моденов В. А.
президент ОАО `Российская Миграционная Трудовая Биржа`

Приоритетные направления развития ЕврАзЭС и вопросы миграционной политики

Общими задачами государств - членов ЕврАзЭС являются защита прав трудящихся, борьба с нелегальной трудовой миграцией, защита интересов легальных иностранных рабочих, формирование единого рынка труда в Сообществе.
Среди Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 годы особое место занимает сотрудничество в области миграционной политики, предусматривающее, в частности, совместное регулирование трудовой миграции и свободного перемещения граждан на основе простых, ясных и понятных мер контроля за миграцией населения.
В связи с отсутствием в рамках ЕврАзЭС межгосударственных норм и правовых актов, регулирующих миграционные процессы предусматривается заключение Соглашения о временной трудовой деятельности граждан государств - членов ЕврАзЭС на территории Сообщества. Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС поддержала инициативу Маджлиси Оли Республики Таджикистана о принятии Обращения к главам государств, парламентов и правительств стран Сообщества `Согласованная миграционная политика - ключевое звено формирования общего рынка труда ЕврАзЭС`, для создания условий, необходимых в целях повышения трудовой мобильности населения и унификации подходов к миграционной политике. Бюро Межпарламентской Ассамблеи одобрены Предложения по законодательному регулированию миграционной политики, подготовленные на основе анализа практики реализации международных договоров в этой сфере с учетом положений конвенций Международной организации труда.
Сравнительно-правовой анализ показал, что национальные законодательные и подзаконные акты в сфере миграционной политики создают определенные препятствия на пути формирования единого рынка труда в ЕврАзЭС. Отсутствуют унифицированные требования к организации регистрации иностранных граждан из государств - членов Сообщества, процедуры миграционного контроля, которые необходимы для того, чтобы повысить эффективность системы управления миграционными процессами, реализовать интеллектуальный и трудовой потенциал мигрантов, соблюсти их права.
Несмотря на то, что отдельными государствами Сообщества ратифицирована международная Конвенция по защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей, принятые, в том числе в последнее время, на национальном уровне законы и подзаконные акты идут вразрез с принципами сотрудничества, зафиксированными в Соглашении о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов (1994), Соглашении о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (1998) и в Концепции формирования единого рынка труда государств - участников СНГ (2000).
В этой связи Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС разрабатываются типовой проект законодательного акта `О государственных и частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства` и проект Рекомендаций по гармонизации законодательств государств - членов ЕврАзЭС в области незаконной миграции. Реализация данных проектов будет способствовать созданию организационно-правовых условий для деятельности государственных и частных служб (агентств) занятости и трудоустройства на рынке труда в Евразийском экономическом сообществе, стабильному функционированию системы трудоустройства граждан в его рамках, легализации трудовых мигрантов, координации деятельности органов управления миграционными потоками, совершенствованию миграционного контроля, учета иностранных граждан, практики депортации, обмена информацией о незаконной миграции.
Трудовая миграция в последние годы стала массовым явлением. В Евразийском экономическом сообществе поток трудовых мигрантов, как и миграция на постоянное жительство, ориентированы на Россию. Иммиграция на постоянное место жительства из государств Сообщества частично трансформируется во временную трудовую миграцию, особенно после официального разрешения свободного въезда и выезда из страны. В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года, подписанного в соответствии с Заявлением глав государств - членов ЕврАзЭС `О десяти простых шагах навстречу простым людям`, выезд, транзит и пребывание граждан государств - членов ЕврАзЭС на их территории осуществляется без виз, в упрощенном порядке при наличии документов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории одного из государств - членов ЕврАзЭС. По данным Департамента развития социально-гуманитарной сферы Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС в настоящее время в соответствии с Соглашением о взаимных безвизовых поездках граждан в России находятся около 4 млн. трудовых мигрантов из других стран Сообщества.
Однако вопросы регистрации и миграционного контроля не урегулированы в полной мере. Законодательством каждого из государств устанавливается свой перечень лиц, освобождаемых от регистрации и получения миграционных карточек, а также сроки соответствующих процедур. Развитию легальной трудовой миграции препятствует и отсутствие свободного рынка жилья в государствах - членах ЕврАзЭС. Отсюда нелегальная миграция, криминализация в сфере миграционных процессов. Определенная часть мигрантов - граждан государств Сообщества вообще не имеет какого-либо статуса.
Между тем трудовая миграция позволяет заполнить рабочие вакансии, а в странах-экспортерах рабочей силы сглаживает остроту социально-экономических проблем, уменьшая давление избыточной рабочей силы на рынок труда. Приток в страну квалифицированной рабочей силы способствует развитию рынка труда, малого бизнеса, стабилизации системы социального обеспечения. Поэтому крайне необходимо создание гибкой и управляемой системы трудовой миграции, учитывающей изменения в спросе и предложении на рынке труда.
С созданием в ноябре 2002 года ОАО `Российская Миграционная Трудовая Биржа` (РМТБ) и учреждением на ее основе Ассоциации Миграционных Бирж ЕврАзЭС (АМБ ЕврАзЭС) появилась реальная возможность для совершенствования управления легальной трудовой миграцией, в том числе благодаря развитию вертикальной интегрированной сетевой системы, функционирующей на основе программного обеспечения, АСУ и региональной биржевой сети. Филиалы отделения, представительства и брокерские пункты РМТБ созданы в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Туле, Новосибирске, Иркутске, Владивостоке, Ханты-Мансийске, в Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях и открываются на территории Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана. Они имеют единую информационную сеть, общую базу данных, детализированную программу обработки информации. Передача данных осуществляется по защищенным каналам связи.
Создан интернет-ресурс WWW.RMTB.RU, функционирующий как межрегиональная, а в перспективе международная справочная и информационная площадка для всех участников процесса трудовой миграции.
С целью совершенствования законодательной базы в этой области, эксперты РМТБ приняли участие в разработке ряда федеральных законопроектов и модельных законодательных актов, регулирующих трудовую миграцию. Принято и решение о создании специализированного интернет-СМИ, освещающего проблемы демографии и занятости.
В ноябре 2005 года деятельность РМТБ была специально отмечена Секретариатом Бюро и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, курирующим работу по гармонизации и упрощению процедур взаимодействия государств-членов ЕврАзЭС в различных сферах. Специалисты министерств и ведомств государств Сообщества, занятые решением проблемы трудоустройства мигрантов, пришли к выводу, что интеллектуальный продукт РМТБ, созданный в России, может стать важнейшим инструментом эффективного взаимодействия стран Сообщества на международном рынке труда.
Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС приступил к реализации пилотного проекта создания механизма, необходимого для регулирования и управления миграционными процессами, который предусматривает расширение сети национальных миграционных бирж. Предполагается, что Ассоциация Миграционных Бирж ЕврАзЭС станет международной некоммерческой организацией, действующей на принципах добровольности и самоуправления и не ставящей своей целью получение прибыли. Это позволит, во-первых, помочь органам государственной власти и управления стран ЕврАзЭС создавать организационно-правовые и социально-экономические условия для реализации права на труд, во-вторых, ускорять процесс сближения и унификации национальных механизмов регулирования и управления миграционными процессами и их совершенствования в соответствии с международными стандартами на основе:
а) формирования единого биржевого пространства и использования новейших технологий биржевой деятельности в сфере труда и занятости;
б) разработки единых стандартов деятельности миграционных бирж государств ЕврАзЭС;
в) изучения опыта организации таких бирж в разных странах.
Национальные миграционные трудовые биржи, объединенные в рамках РМТБ, позволяют:
- упростить и автоматизировать процесс легального трудоустройства в странах - членах ЕврАзЭС;
- обеспечить работодателей, население и органы власти достоверной информацией о наличии рабочих мест, исходя из данных, размещенных в сетевой системе РМТБ;
- создать условия для взаимодействия всех заинтересованных сторон в решении проблемы занятости в Сообществе;
- реализовать трудовой потенциал мигрантов, соблюдая их права.
Функционирование такой миграционной биржевой сети - одно из условий и создания единого экономического пространства.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия