| | Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Вашко Т. А. доцент кафедры менеджмента факультета экономики и управления Красноярского государственного торгово-экономического института,
кандидат технических наук Федорова О. М. доцент кафедры менеджмента
Красноярского государственного торгово-экономического института,
кандидат экономических наук
| |
| | Мотивы, заставляющие людей искать работу различны:
- финансовые проблемы, связанные, например, с длительной безработицей главы семьи;
- потребность в более высоком социальном признании;
- желание быть более независимым;
- стремление к самореализации;
- необходимость выхода из определенной изоляции и т.д.
Для профилирования же деятельности с целью уменьшения безработицы предлагается следующая модель. | | | Все факторы, которые определяют деятельность по борьбе с безработицей, исходят из трех названных профилей: профессионального, мотивационного и психологического, характеризующего личность безработного
Анкетирование безработных по предложенным параметрам в Красноярске осуществлялось при участии районных отделений городского центра содействия занятости. В анкетировании приняли участие 36% безработных мужчин и 64% безработных женщин.
Было установлено, что 35% опрошенных (респондентов) получили в службе занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, 20% - профессиональные консультации, 15% психологическую поддержку, 5% - профессиональное обучение, 5% посетили ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, 5% состоят в `Клубе ищущих работу` и `Новый старт` и 5% - получили содействие в организации собственного дела.
Эти данные не позволяют проводить анализ с помощью математических методов, так как, во-первых, нет возможности сформировать репрезентативную выборку, во-вторых, нет оценки результативности проведенных профориентационных работ. В этих условиях наиболее приемлемым методом обработки информации является нейросетевой подход, который хоть и не дает 100% точности в решении задачи, однако позволяет максимально приблизить результаты исследований к реальной ситуации, предлагая определенную систематизацию.
По результатам проведенного анкетирования в целях дальнейшего анализа были определены шесть групп безработных. Распределение безработных по предлагаемым условным группам (% от числа респондентов): 1. `Отчаявшиеся` - 24%; 2. `Неопределившиеся` - 16%; 3. `Реалистичные` - 20%; 4. `Слишком мотивированные` - 24%; 5. `Творческие личности` - 12%; 6. `Карьеристы` - 4%.
Для осуществления профориентационной деятельности в этих группах могут быть предложены следующие рекомендации. | | Направления профориентационной работы | | | | Было установлено, во-первых, что независимо от мотивов поведения безработных и их профессиональных качеств в 80% случаев безработным необходимо профессиональное информирование и профессиональное консультирование и лишь затем психологическая поддержка, во-вторых, что отсутствует возможность получить информацию по факторам мотивационного профиля, поскольку нельзя проанкетировать тех, кто уже не состоит на учете в Центре занятости.
Для продолжения исследований в целях выявления факторов, влияющих на выбор профориентационной работы, рекомендуется организовать на базе Центра занятости сбор и обработку статистической информации (при постановке на учет и снятии с него по различным причинам) для минимум 10 тыс. безработных. Базу формировать в виде таблицы Microsoft Excel, где по горизонтали (по столбцам) необходимо расположить факторы оценки, а по вертикали (по строкам) примеры (данные по отдельным безработным в соответствии с факторным набором).
Для определения результирующих и прогнозируемых показателей предлагается использовать указанные направления профориентационной работы. При этом не только фиксировать проведение профориентационных мероприятий, но указывать и последовательность их выполнения (путем кодирования информации порядковым числом).
В результирующие показатели предлагается ввести такие: 1)трудоустроен по результатам последней профориентационной работы; 2) снят с учета по собственному желанию в связи с положительными результатами самостоятельного поиска работы; 3) снят с учета в связи неявкой, изменением места жительства и т.д. 4) переведен в разряд потенциально безработных; 5) время нахождения безработного на учете (число лет).
Кроме указанных направлений профориентационной работы в целях повышения ее эффективности рекомендуется:
1. Периодическое проведение рекламных компаний для информирования для населения о системе работы всех центров занятости (в данном случае во всех районах Красноярска), возможных контактах и результатах их деятельности.
2. Решение проблемы очередей за счет введения `талонной системы` приема клиентов (строго назначенное время) и привлечения безработных в качестве внештатных консультантов.
3. Повышение эффективности профессионального информирования и консультирования на основе создания единой информационно системы, объединяющей информацию центров занятости и других служб по трудоустройству населения (бюро по трудоустройству, кадровых агентств и т.п.) и имеющей контакты как с государственными, так и с коммерческими кадровыми службами, а также с предприятиями на основе взаимовыгодных договорных отношений. |
| |
|
|