| | Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002 | | К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ | | Газизуллин Н. Ф. главный редактор журнала «Проблемы современной экономики»,
профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
доктор экономических наук,
заслуженный деятель науки РТ Марышев А. Н. Ответственный секретарь Бюро Межпарламенской Ассамблеи ЕврАзЭС Черкасов Н. А. главный специалист Секретариата Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС,
профессор, доктор экономических наук
| |
| |
| | 1. Экономическая интеграция и интернационализация (к определению понятий) | Понятия "интеграция" и "международная интеграция" стали настолько расхожими, что, к сожалению, зачастую утрачивают свою сущностную основу. И политики, и ученые, и журналисты говорят об "интеграции стран в мировую экономику", "реинтеграции России в мировое хозяйство"[1] , даже об "интеграции России в Европу". Возникла настолько широкая интерпретация проблем интеграции в экономике, международных отношениях, что сам этот термин фактически перестает восприниматься как термин науки.
Понятие международной экономической интеграции вошло в научный оборот в середине ХХ века для характеристики совершенно определенного нового явления в мировой экономике - межгосударственных экономических сообществ (в связи с образованием ЕЭС - Европейского Экономического Сообщества).
По своей сути интеграция в сфере международных экономических отношений представляет собой одну из основных форм и стадий исторического процесса интернационализации хозяйственной жизни и с позиций теоретического его осмысления должна рассматриваться только в данном качестве (как это и происходило первоначально, пока популярный термин не стал использоваться в самых разных вариантах).
Интернационализация хозяйственной жизни - долговременный процесс постепенного преодоления национально-государственной замкнутости экономики, становления мирового хозяйства и развития его на новых принципах международного сотрудничества. Она находит свое выражение в постепенной переориентации национального производства и обмена на внутреннем рынке на международно признанные стандарты и нормы, на мировые цены; в развитии международного разделения труда в направлении расширения внутриотраслевой международной специализации и кооперации; в формировании в этой связи системы международного производства (первоначально представленной международными монополиями); в превращении экспорта капитала и иностранных инвестиций в один из самых существенных факторов экономического роста; в возникновении и развитии межгосударственной экономической интеграции.
Как форма интернационализации хозяйственной жизни и, вместе с тем, как ее стадия (поскольку развертывается в определенных временных пределах) интеграция означает согласованное объединение национальных хозяйств, предполагающее: а) заключение межгосударственного договора; б) развитие взаимовыгодного сотрудничества суверенных государств, обладающих международно признанными суверенными правами; в) формирование международного производства на основе совершенствования системы разделения труда и кооперации, товарно-денежных связей, совместного использования национальной собственности; г) создание совместных органов управления экономикой.
Международная экономическая интеграция по ее сущностным признакам не может быть ничем иным, как: во-первых, добровольным (договорным) межгосударственным образованием, при котором экономические ресурсы суверенных стран объединяются для совместного решения отдельных экономических, гуманитарных, оборонных задач; во-вторых, организацией, обеспечивающей решение совместно определяемых задач на основе развития товарно-денежных отношений и практики межгосударственного программирования; в-третьих, таким объединением, в котором ряд функций управления постепенно переходит к общим органам, что предполагает определенное ограничение государственного суверенитета.
Процесс интернационализации хозяйственной жизни, естественно, захватывает и сферу взаимоотношений хозяйствующих субъектов, действующих в разных странах, предприятий, фирм, базирующихся на частной, государственной, смешанной собственности, в том числе иностранной. Такие субъекты хозяйственной деятельности также объединяются. Но характеристика их объединений как формы международной экономической интеграции, на наш взгляд, некорректна, поскольку в них представлены не сотрудничающие народы, а отдельные физические и юридические лица. Эти объединения - формы совместного предпринимательства, развивающегося в национальной и мировой экономике.
Совместное предпринимательство предшествует международной экономической интеграции, развивается на ее основе и способствует ее развитию. Однако взаимосвязи международной интеграции и предпринимательства - не основание для совмещения разных понятий.
Международная экономическая интеграция имеет формы, адекватные ей как особому экономическому процессу.
Специфическими ее формами, изменяющимися по мере углубления интеграции, являются: организация сотрудничества посредством создания совместных органов для координации экономического развития; организуемые государствами зоны свободной торговли (которые следует отличать от зон совместного предпринимательства); общие рынки товаров и услуг (в том числе транспортных, информационных и др.); общие рынки капитала и рабочей силы; межгосударственные банки и другие межгосударственные структуры в реальном секторе экономики.
Углубление международной экономической интеграции (изменение в ее формах, системе управления и т.д.) обусловлено развитием мирового хозяйства в ходе интернационализации хозяйственной жизни. В этой связи в экономической науке необходимы четкие позиции и при трактовке понятия "мировое хозяйство" ("мировая экономика"), и при определении стадий развития интернационализации хозяйственной жизни.
Мировое хозяйство образуют национальные хозяйства всех стран мира. Каждое национальное хозяйство - часть мирового, элемент сложной совокупности мировых производительных сил и международных производственных отношений. Неправомерно рассматривать мировое хозяйство как нечто внешнее по отношению к национальному. Мировое хозяйство возникает на определенной стадии интернационализации хозяйственной жизни, но, возникнув, с самого начала является ничем иным, как совокупностью национальных хозяйств, объединенных усложняющимися взаимными экономическими отношениями. Национальная экономика может быть в разной степени включена в эти отношения, прежде всего в товарный обмен, но она, в любом случае, - часть мирового хозяйства. Полной экономической автаркии не существует. Производительный потенциал мирового хозяйства - это совокупный потенциал производительных сил всех без исключения стран, их производственных фондов, природных, трудовых, финансовых ресурсов. Мировой ВВП - совокупность национальных ВВП.
Процесс интернационализации хозяйственной жизни проходит несколько стадий: 1) создания предпосылок для формирования мирового хозяйства; 2) становления и развития мирового хозяйства на основе широкомасштабной индустриализации экономики и первоначальных форм ее транснационализации; 3) развития региональной международной экономической интеграции и первоначальных форм глобализации мировой экономики; 4) широкомасштабной экономической глобализации, завершающей (но не заканчивающей) процесс развития международного производства, в том числе и прежде всего информационного.
Интернационализация хозяйственной жизни начинается в связи с возникновением национальных государств, которые не только постепенно формируют национальные хозяйства, но и начинают развивать широкие международные связи. На первой своей стадии интернационализация хозяйственной жизни ограничивается развитием товарного обмена между странами.
Переход ко второй стадии был обусловлен промышленным переворотом - созданием крупной индустрии в Англии, а затем в других странах. В результате расширяющейся индустриализации возникших и возникающих национальных хозяйств формируется мировое хозяйство, основанное на межотраслевом международном разделении труд. Отдельные отрасли сельского хозяйства и индустрии закрепляются (стихийно или в результате организованного воздействия извне) за разными странами в виде отраслей международной специализации национальной экономики. Возникают высокоиндустриальные страны, страны с преимущественным развитием сырьевых отраслей, аграрные страны. Складывается соответствующая система их экономической зависимости.
На этой стадии, охватывающей несколько столетий, возникают и первые элементы транснационализации экономики.
Транснационализация экономики - еще одна категория экономической науки, которая требует согласования оценок этого явления в мировом хозяйстве.
На наш взгляд, транснационализация в сфере экономики характеризуется прежде всего возникновением и усилением позиций международных монополий, транснациональных корпораций, международных финансово-промышленных групп, которые становятся собственниками ресурсов многих стран и формируют свой сектор международного производства, базирующийся и на международной собственности. Другое важнейшее проявление транснационализации экономики - формирование всемирной финансовой системы во главе с МВФ и Мировым банком.
На второй стадии процесса интернационализации хозяйственной жизни возникают, действительно, только первые элементы транснационализации в виде международных картелей, синдикатов и трестов.
Третья, интеграционная, стадия интернационализации характеризуется использованием организационных и управленческих форм и методов, обеспечивающих в отдельных регионах мирового хозяйства: переход от межотраслевого к внутриотраслевому международному разделению труда; ускорение процессов технико-технологической модернизации национального производства; создание системы совместных предприятий; широкое использование международных сертификатов и стандартов; формирование новой системы тарифного и нетарифного регулирования международной торговли товарами и услугами; становление международных (общих) рынков труда и капитала. Все эти изменения требуют межгосударственной экономической интеграции и ведут к постепенной глобализации экономики.
Отличительная черта четвертой стадии - прогрессирующая экономическая глобализация.
Глобализация экономики означает: возрастание значения международных пропорций воспроизводства; появление и развитие международных производственных комплексов в энергетике, на транспорте, в других сферах экономики; создание системы внутриотраслевой специализации и кооперации во всемирном масштабе и в связи с этим появление и увеличение количества глобальных продуктов и услуг; формирование глобальных информационных систем и всемирного информационного производства; существенное усиление влияния всемирных экономических организаций (МВФ, Мирового банка, ВТО, ИСО и др.) и ТНК на развитие мирового хозяйства как целого, в том числе на взаимодействие региональных интеграционных группировок и решение глобальных экологических проблем. | | 2. Политические формы и противоречия международной экономической интеграции | Поскольку интеграция в отдельных регионах мирового хозяйства как согласованное объединение экономики ряда стран возможна только при межгосударственных договоренностях, она неизбежна облекается в определенные политические формы.
Как свидетельствует практика международного сотрудничества, в зависимости от уровня развития интеграции используются формы "содружества", "сообщества" и "союза".
Содружество - форма организации межгосударственного сотрудничества, используемая в нашем регионе Евразии после распада Советского Союза. Она представляет собой такой способ осуществления интеграции, который ориентирует правительства на сохранение и совершенствование экономических связей, сложившихся между участниками СНГ в советский период их истории.
Эта форма пригодна только для начального этапа интеграции. Межгосударственные органы, созданные в СНГ, принимают лишь рекомендательные, а не обязывающие решения и правовые акты. При подобной организации взаимодействия интеграционный процесс малоуправляем, что не позволяет своевременно разрешать его противоречия и по существу, не стимулирует развития интеграции. В философском понимании такая форма типична для "неразвитого начала" интеграционного процесса. Органы "содружества" в состоянии обеспечить лишь минимальную координацию действий его участников.
Сообщество - типично интеграционная форма организации межгосударственных отношений, наиболее точно отражающая важнейшие признаки (и принципы) международной экономической интеграции - суверенность ее участников и развитие сотрудничества на регулируемых рыночных основах. Для "сообществ" характерно совершенствование координационных функций при организации сотрудничества и одновременно создание подлинно международных органов управления экономикой, главной функцией которых становится принятие обязательных для исполнения решений и законодательных актов.
Союз как форма организации предполагает постепенное "отрицание" межгосударственной интеграции. Он создается при глубокой международной экономической интеграции, в качестве основных задач которой выступают: обеспечение развития межгосударственного объединения в единое конфедеративное или федеративное государство ("соединенные штаты", "федеральные земли" и т.п.); преобразование общего рынка, общего экономического, информационного, правового пространства в единый рынок, единое экономическое, информационное, правовое пространство; расширение и совершенствование функций надгосударственных исполнительной, представительной и судебной властей союза (единого правительства, единого парламента, единого суда).
В странах СНГ, в том числе среди ученых-экономистов, довольно широко распространено мнение о необходимости "реинтеграции" экономики бывших республик СССР (ныне независимых государств)[2] .
Однако реальной международной экономической интеграции на своей территории Советский Союз не обеспечил. СССР сложился как единое централизованно управляемое государство с единым народнохозяйственным комплексом. Союзные советские республики реальным государственным суверенитетом не обладали. Товарно-денежные отношения ограничивались. Соответственно основные принципы международной экономической интеграции не могли быть и не были реализованы. Союз возник на развалинах единого имперского государства и фактически воспроизвел многие признаки империи и, прежде всего, такой признак, как безусловное подчинение национальных окраин центральной власти.
Возникновение и развитие интеграционных группировок суверенных государств - процесс сложный и противоречивый. Основным его противоречием является противоречие между национальными, государственно оформленными, и интернациональными экономическими интересами. Первые - объективное следствие возникновения и развития суверенных государств и национальной экономики, вторые - отличительная черта интернационализации хозяйственной жизни, следствие возрастающей целостности мирового хозяйства, возникновения и развития международного производства, экономической транснационализации и глобализации.
Указанное противоречие - основное противоречие всего процесса интернационализации хозяйственной жизни, обнаруживающееся на каждой его стадии в специфических конкретных проявлениях.
На стадии межгосударственной интеграции это противоречие проявляется, во-первых, в столкновении экономических интересов государств внутри интеграционного образования, во-вторых, как противоречие интересов различных региональных интеграционных группировок, в-третьих, как противоречие интересов региональной интеграции и международных экономических организаций и корпораций.
На проявления основного противоречия большое влияние оказывают: уровень социально-экономического развития стран-участниц интеграции; масштабы и темпы экономических и политических преобразований; характер рыночных и политических реформ; противоречия между экономикой и политикой, обусловленные и субъективными факторами (в том числе национальными амбициями, стремлением к использованию власти в личных целях руководящих элит отдельных государств); состояние международных экономических и политических отношений, в частности, характер мировой рыночной конъюнктуры.
Экономические интересы государств сталкиваются при определении цен и таможенных пошлин на товары и услуги, условий иностранного инвестирования, кредитования проектов, при решении проблем использования интеллектуальной собственности, проблем развития международного производства, создания свободных экономических зон, при разработке и реализации международных договоров и совместных законодательных актов в рамках интеграции, ведущих к некоторому ограничению суверенитета.
В то же время национальные интересы зачастую вступают в противоречие с интернациональными интересами при решении глобальных проблем экологии, развития транспорта и энергетики, миграционных процессов, конверсии военного производства, использования достижений науки, научно-технического прогресса, образования, здравоохранения и т.д.
Для последовательного разрешения всех этих противоречий необходим механизм межгосударственного сотрудничества, который обеспечивал бы оптимальное сочетание национальных и интернациональных интересов. | | 3. Евразийская экономическая интеграция как проявление интернационализации хозяйственной жизни | Международная экономическая интеграция развертывается во всех крупных регионах мирового хозяйства, но особое значение приобретает в Евразии в связи с возникновением и успешным развитием Европейского союза, стратегически важным для всего континента процессом начавшейся интеграции бывших республик СССР - ныне государств - участников СНГ и ЕврАзЭС, становлением интеграционных группировок в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Интеграцию экономики стран Евразии можно характеризовать как евразийскую в силу двух обстоятельств: во-первых, она формируется на территории бывшего Советского Союза в виде интеграции европейских и азиатских новых независимых государств, т.е., действительно, евразийской; во-вторых, начинает развиваться процесс взаимодействия различных интеграционных (или полуинтеграционных) образований в границах всего континента и в непосредственно примыкающем к нему АТР.
Теоретический анализ евразийской интеграции чрезвычайно важен для понимания современного состояния и перспектив интернационализации хозяйственной жизни, так как в этом регионе мирового хозяйства а) представлены все формы международной интеграции - "союз" (ЕС), "сообщество" (ЕврАзЭС), "содружества" (к которым можно отнести не только СНГ, но и организации сотрудничества, сложившиеся в Азии и АТР, прежде всего АСЕАН и АТЭС); б) в интеграционные группировки входят не только развитые (как в настоящее время в ЕС), но и развивающиеся государства и государства с переходной экономикой (бывшие социалистические); в) формируется "центр тяжести" мирового хозяйства - здесь сконцентрированы его основные трудовые и природные ресурсы и наиболее высокими темпами растет экономика.
Особый интерес вызывают обоснования стратегических решений, направленных на углубление интеграции в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) и на расширение его связей с ЕС, Китаем, организацией Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Индией.
Такие решения предполагают системный подход к их подготовке и реализации - определение "дерева целей" для каждого этапа интеграционного процесса в ЕврАзЭС, обоснование вариантов стратегии и выбор оптимального с учетом возможностей достижения целей и степени риска, программирование интеграционных мероприятий и ранжирования программ в зависимости от особенностей этапа интеграции.
Принимая во внимание обязательства государств - членов Евразийского экономического сообщества по ранее подписанным ими соглашением о зоне свободной торговли и договору о создании таможенного союза, первый этап евразийской интеграции может быть определен как этап формирования в ЕврАзЭС режима свободной торговли и общей ("единой") таможенной территории.
"Дерево целей" по этим соглашениям уже зафиксировано в первую очередь по таким параметрам: введение режима свободной торговли без изъятий и ограничений во взаимных торговых отношениях; формирование общего таможенного тарифа, системы тарифных преференций и общего ("единого") порядка нетарифного регулирования; разработка согласованного механизма экспортного контроля; гармонизация законодательства, затрагивающего внешнеполитическую деятельность (в том числе налогового, таможенного, валютно-финансового); обеспечение взаимной конвертируемости национальных валют; совершенствование механизма взаимных платежно-расчетных отношений; введение согласованного торгового режима в отношениях с "третьими странами"[3] .
Вместе тем, в число целей первого этапа должны, по нашему мнению, входить: разработка предложений по созданию и функционированию совместных предприятий, финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций; создание центров промышленного партнерства (для постепенного становления международного сотрудничества малых, средних и крупных предприятий); подготовка международной программы по производству конкурентоспособных средств вычислительной техники, аппаратуры связи и освоению информационных технологий; реализация межгосударственной программ поддержки малого предпринимательства; подготовка и реализация соглашения о принципах сотрудничества по развитию транспортной инфраструктуры в международных транспортных коридорах; формирование транспортного союза; разработка основ общей аграрной политики.
Для достижения названных целей необходимо упрочить положение Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС как центра формирования общего правого пространства.
Целесообразно также создать Евразийский Центр стратегических исследований и программ.
Прогнозируемые результаты комплексных стратегических решений на первом этапе:
- введение режима свободной торговли в рамках Евразийского экономического сообщества;
- окончательное оформление Таможенного союза в ЕврАзЭС;
- проектная подготовка широкомасштабной технической и технологической модернизации производства в связи с возникновением в экономике стран СНГ критической фазы в моральном износе основных производственных фондов и производственных технологий.
Второй этап интеграции в рамках Евразийского экономического сообщества по своему основному содержанию объективно должен быть этапом стратегического прорыва в направлении крупномасштабной технологической модернизации производства и подготовки специалистов XXI века.
Продолжительность этапа, на наш взгляд, примерно 10 лет - до 2020 года. В эти годы необходимо завершить формирование общего рынка Сообщества, в том числе общего рынка новейших технологий, и общего образовательного пространства.
К главным целям этого этапа могут быть отнесены:
- разработка и реализация общей промышленной и внешнеторговой политики;
- окончательное формирование общего рынка ЕврАзЭС;
- создание свободных экономических зон и зон совместного предпринимательства;
- целенаправленное привлечение иностранных прямых инвестиций из отдельных развитых и развивающихся стран для реализации перспективных проектов технологической модернизации производства;
- подготовка международных образовательных программ и программ повышения квалификации по новейшим специальностям и создание условий для их реализации;
- развитие трудовой миграции и создание общего рынка рабочей силы;
- формирование общего информационного пространства Сообщества;
- развитие лизинга новой техники и финансового лизинга;
- реализация долгосрочных программ экономического и научно-технического сотрудничества с Китаем, Индией, Японией, странами Юго-Восточной Азии - участницами АСЕАН;
- дальнейшая гармонизация национального законодательства и завершение процесса создания общего правового пространства.
Интеграционный процесс в Евразии может ускорить организация работ, например, по таким перспективным совместным проектам, как: "Кольцо Японского моря", которым предусматривается объединение усилий и средств Японии, РФ, КНР, Р.Корея для нового подъема экономики приморских районов Дальнего Востока РФ, Северной и Южной Кореи, Северо-Восточного Китая; развитие свободных экономических зон "Находка" и "Большой Владивосток", приграничных свободных торговых зон на российско-китайской границе; деятельность таких консорциумов, как "Сахалин Энерджи" (занимающегося разработкой сахалинских месторождений нефти и газа на условиях соглашения о разделе продукции) и т.д.
Одной из главных стратегических задач евразийской интеграции является создание трансконтинентальных (от Атлантического до Тихого океана) энергетических и транспортных систем.
С учетом европейского опыта заключения Энергетической хартии вполне реально создание Дальневосточного энергетического сообщества России, Японии, Р.Корея для надежного обеспечения энергий не только его участников, но и других стран.
Большие перспективы связаны с совместной эксплуатацией Транссибирской железнодорожной магистрали и Северного морского пути, со строительством газопроводов от Сибири до Японии, Сев. и Южн. Кореи, приморских районов Китая, с реализацией проектов создания линии электропередачи (протяженностью почти в 2 тыс. км.) из Якутии до Хоккайдо, ежегодного экспорта до 40 млрд квт/ч электроэнергии из Сибири в Китай и т.д.
В связи с перемещением эпицентра мировой экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион при выполнении стратегических задач развития евразийской экономической интеграции существенно возрастают роль АТЭС и значение участия в работа этой организации ЕС, ЕврАзЭС, АСЕАН, а также отдельных европейских и азиатских стран.
Необходимо использовать возможности сотрудничества в рамках Программы действий АТЭС, направленной на практическое обеспечение свободной торговли и свободного иностранного инвестирования в АТР (в период до 2010 года для развитых стран и до 2020 года для развивающихся) и конкретизированной в "Плане действий для АТЭС" (МАПА-плане).
Весьма перспективны: деятельность таких подразделений АТЭС, как Энергетический исследовательский центр (APERC), Информационная сеть по рынку труда (LMI), База данных по торговле и инвестициям (TIDD), Образовательная сеть АТЭС (EduNet); такие разделы МАПА-плана, как формирование открытого инвестиционного режима и открытие рынков товаров и услуг, эффективное использование инфраструктуры в рамках АТЭС, интенсификация экономического и научно-технического сотрудничества; реализация рабочей программы сотрудничества в АТЭС (участником которого является и Россия) в целях осуществления совместных экономических исследований, либерализации торговых отношений, инвестиционного процесса, передачи новых производственных технологий, использования людских ресурсов и их развития, совместного решения энергетических проблем, проблем туризма и некоторых других. (Для выполнения программы созданы 12 рабочих групп: по энергетике, развитию людских ресурсов, промышленным исследованиям и технологиям, телекоммуникациям, содействию торговле, сохранению морских ресурсов, туризму, техническому сотрудничеству в сельском хозяйстве, малому и среднему предпринимательству, торговой и инвестиционной статистике, по транспорту, по рыболовству.)
Представляются чрезвычайно важными ежегодные совещания министров - руководителей отраслевых министерств, деятельность Делового консультативного Совета, "старших должностных лиц", Комитета по торговле и инвестициям, Экономического комитета, входящих в структуру АТЭС.
Ежегодные совещания отраслевых министров стран АТЭС важны потому, что на них обсуждается стратегия развития и сотрудничества в конкретных отраслях экономики и подводятся итоги деятельности международных рабочих групп в отдельных отраслях. Значение ежеквартальных совещаний старших должностных лиц, в качестве которых фигурируют, как правило, помощники министров, начальники департаментов, определяется тем, что в их функции входит деловой контроль за выполнением принимаемых решений, а также подготовка совещаний министров и лидеров стран АТЭС.
Созданный в 1993 году Комитет по торговле и инвестициям регулирует взаимодействие и сотрудничество участников АТЭС по 15 направлениям:
- подготовка и реализация решений по проблеме поэтапного снятия тарифных и нетарифных ограничений в регионе;
- развитие сотрудничества на основе режима наибольшего благоприятствования в сфере услуг;
- экспертиза и исследования в сфере инвестиционной деятельности;
- внедрение международных стандартов и норм;
- совершенствование таможенной деятельности (включая вопросы упрощения и унификации таможенных процедур);
- изучение проблем конкуренции и конкурентной политики, в том числе влияния национального законодательства на организацию торгово-экономических отношений;
- изучение правовых аспектов проблемы интеллектуальной собственности при развитии научно-технического сотрудничества и обмена, обмен информацией о соответствующей политике в отдельных странах;
- разработка согласованной "программы действий" по проблеме государственных заказов;
- изучение вопросов государственного регулирования экономики;
- изучение правил, определяющих в разных странах происхождение товара, их соответствия требованиям ВТО;
- обеспечение условий для внедрения результатов Уругвайского раунда ГАТТ-ВТО;
- содействие предпринимателям в получении информации об условиях бизнеса в отдельных странах региона;
- содействие разрешению споров между странами (с этой целью создана экспертная группы по разрешению споров);
- получение информации из стран и организаций;
- анализ информации.
Участие государств Евразийского экономического сообщества в интеграционном процессе в рамках АТР может способствовать формированию в этом регионе наиболее эффективной системы международного разделения труда и кооперационных отношений, в том числе и в сфере научно-технической деятельности, совершенствованию структуры экспорта и импорта, подъему экономики Сибири и Дальнего Востока РФ, экономики Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана благодаря новым возможностям привлечения иностранных инвестиций, интенсификации торгово-экономического сотрудничества, обмену опытом и информацией.
Соответственно становятся все более актуальными и такие проектные решения, как: разработка "Основных направлений" долгосрочной стратегии развития производительных сил Сибири и сотрудничества России со странами АТР и соответствующей федеральной программы; дальнейшая разработка законодательных основ внешнеэкономического сотрудничества субъектов Российской Федерации, в частности, и для решения проблем внешней трудовой миграции.
Поскольку перед странами ЕврАзЭС, АСЕАН и АТЭС стоят, по существу, одни и те же стратегические задачи - по формированию уже в первом десятилетии XXI века зон свободной торговли, созданию экономических, организационных, правовых основ для углубления международной интеграции, необходимо иметь регулярные и планируемые контакты между руководящими и координирующими институтами всех этих международных организаций в интересах развития экономики отдельных государств, мирового хозяйства, более эффективного решения проблем экономической глобализации. |
| |
|
|